Прапорщик ГРУ оказался злостным нарушителем
Осужденному за убийство Галины Старовойтовой отказали в УДО
Тосненский городской суд Ленинградской области отказался выпустить из колонии бывшего прапорщика ГРУ Юрия Колчина, осужденного в 2005 году за организацию убийства депутата Госдумы РФ Галины Старовойтовой. Юрий Колчин, отбывший две трети наказания, просил суд об условно-досрочном освобождении (УДО), при этом его просьбу поддержало региональное управление ФСБ России, отметившее заслуги сидельца в раскрытии «тяжких и особо тяжких преступлений», то есть, как уже сообщал ранее “Ъ”, в установлении личности предполагаемого заказчика убийства госпожи Старовойтовой.
Заседание Тосненского горсуда началось с оглашения письма судебных приставов Всеволожского района, заявивших об отсутствии исполнительного производства в отношении бывшего прапорщика ГРУ.
Юрий Колчин совместно с Виталием Акишиным в 2005 году были признаны виновными в посягательстве на жизнь государственного деятеля — убийстве в ноябре 1990 года Галины Старовойтовой и покушении на ее помощника Руслана Линькова.
Горсуд Санкт-Петербурга приговорил Колчина к 20 годам, а Акишина — к 23 годам шести месяцам, оба должны были отбывать срок в колонии строгого режима (хотя прокуратура просила для каждого пожизненное лишение свободы). Кроме того, организатор убийства должен был выплатить 250 тыс. руб. Андрею Волкову, супругу Галины Старовойтовой, в счет компенсации морального вреда.
После вступления приговора в законную силу Юрий Колчин сначала был отправлен в одну из колоний Псковской области, а осенью прошлого года этапирован в колонию №3 (Форносово Ленинградской области). В марте нынешнего года он отбыл две трети наказания, что позволило ему обратиться в Тосненский горсуд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.
После оглашения письма судебных приставов адвокат Евгения Ласточкина просила отложить заседание для того, чтобы вызвать в процесс священнослужителей, которые, по словам защитника, должны были высказаться о «церковных заслугах» ее клиента. Несмотря на поддержку данного ходатайства прокуратурой, суд его не удовлетворил.
Госпожа Ласточкина кратко резюмировала заслуги Юрия Колчина перед обществом. Он полностью осознал вину и раскаялся в содеянном (как было отмечено, направив об этом письмо президенту РФ и покаявшись в церкви), помог сотрудникам УФСБ в раскрытии ряда тяжких и особо тяжких преступлений — чекисты поддержали просьбу заключенного об УДО в суде. Речь идет, как уже сообщал “Ъ”, о показаниях против предполагаемого лидера тамбовского ОПС Владимира Барсукова (Кумарина): якобы именно он был заказчиком убийства парламентария. Однако, по словам адвоката Барсукова Сергея Афанасьева, обвинений его подзащитному в этом преступлении не предъявлено.
По мнению адвоката Колчина, участие ее клиента в боевых действиях было тем примером, который демонстрировал молодежи, как надо любить и защищать свою родину. На данный момент супруга Юрия Колчина, как уточнила госпожа Ласточкина, «в связи с неустойчивой экономической ситуацией в России» потеряла работу и одна содержит и воспитывает троих детей.
Однако представитель колонии №3 нарисовал другой образ Юрия Колчина. Так, за время отбытия наказания заключенный шесть раз помещался в штрафной изолятор, на него неоднократно накладывались дисциплинарные взыскания (отказ от уборки помещения, нахождение у него мобильного телефона, нахождение SIM-карты и т. д.), признавался в 2007 году злостным нарушителем дисциплины и т. д. Прокурор Христина Полубоярцева добавила, что вину Колчин признал только в колонии, незадолго до подачи заявления об УДО. Цель назначенного наказания, по ее мнению, была не достигнута, поэтому представитель надзорного ведомства просила отказать в удовлетворении ходатайства.
Судья Тосненского горсуда Дмитрий Петров, заслушавший участников процесса, охарактеризовал тенденцию Юрия Колчина к исправлению как «нестабильную». В постановлении суда отмечено, что большую часть срока Юрий Колчин нарушал дисциплину, характеризовался как лицо, склонное к побегу и нападению на сотрудников уголовно-исполнительной системы, а поощрения заработал только в 2014–2016 годах, то есть перед подачей ходатайства об УДО. И в итоге отказал Юрию Колчину в условно-досрочном освобождении, что не мешает ему снова обратиться с аналогичной просьбой.
Адвокат Сергей Афанасьев назвал решение суда «прогнозируемым»: «Колчину предстоит выступить на процессе по делу об убийстве Галины Старовойтовой: он дал показания о причастности моего подзащитного (Владимир Барсуков (Кумарин).— “Ъ”) к этому преступлению. И неизвестно, что он расскажет, находясь на свободе, а в данной ситуации он находится “на крючке”. Тем не менее Колчин свои обязанности перед чекистами выполнил, а вот следствие — не очень выполнило».
В управлении ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленобласти отказались прокомментировать решение суда.