«Это чревато коллапсом таможенных сервисов»
Иностранную интернет-торговлю обложат НДС
Товары зарубежных онлайн-ритейлеров обойдутся россиянам дороже. Иностранных участников рынка хотят обязать платить НДС и в России. Поправки в Налоговый кодекс подготовила Ассоциация компаний интернет-торговли, она же направила свои предложения в ФАС. Антимонопольная служба должна дать свою оценку документу к сентябрю. Предполагается, что в действующем законодательстве появится пункт о том, что поводом для уплаты НДС может стать реализация товара на российской территории. Только так можно нейтрализовать неравенство между зарубежными и российскими онлайн-ритейлерами. В этом уверен президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров.
«Весь российский ритейл находится в абсолютно неконкурентных условиях по отношению к ритейлу иностранному. Весь товар, который поступает в почтовых отправлениях, приходит в РФ без всякой оплаты пошлин и без оплаты НДС. Получается, что российские потребители кормят китайского производителя. Предложение крайне простое — предлагаем воспользоваться английской моделью. Любой зарубежный интернет-магазин, который поставляет на некую сумму, обязан встать на налоговый учет, начинает быть плательщиком НДС. Если же приходит посылка, которая не куплена в магазине, который зарегистрировался как плательщик НДС, дополнительно этот гражданин платит за обработку этой посылки, чтобы таможня определила ее реальную стоимость, ее реальное содержание», – подчеркнул Федоров.
Практика уплаты налога в стране доставки товара при трансграничной торговле действительно применяется. Однако внедрить те же правила в России будет крайне сложно. Это отметил партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
«В рамках Европейского союза подобное налогообложение по принципу назначения, в общем-то, работает и довольно успешно, но это связано прежде всего с возможностями Евросоюза, политическими договоренностями Евросоюза и его государств-партнеров. Если говорить о России, то сложно будет, прежде всего, обязать виртуальных поставщиков из иностранных юрисдикций вставать на учет, в принципе. Сложно будет даже найти и предъявить какие-то требования за границу таким поставщикам с точки зрения налоговой юрисдикции, потому что, как правило, на международном уровне отсутствуют договоренности в отношении взимания налога на добавленную стоимость и принципов его взимания», – рассказал Захаров в эфире «Коммерсантъ FM».
В Ассоциации компаний интернет-торговли уверены: если иностранные онлайн-магазины зарегистрируются как российские налоговые агенты, то это принесет бюджету страны около 60 млрд руб. Зарубежные игроки не согласятся работать на российском рынке после введения новых налогов, считает соучредитель аналитической компании Data Insight Борис Овчинников.
«Небольшие магазины не будут тратить силы и время на то, чтобы платить налоги еще в одной стране. Главный игрок на рынке кросс-борда — это, конечно, Ali Express. Надо учитывать, что Ali Express — это тысячи или даже скорее сотни тысяч небольших магазинов. Для подавляющего большинства из них необходимость платить налоги в другой стране — практически непреодолимое условие. При этом, если надо будет каждую посылку как-то проверять, подлежит ли она пошлинам, заплачен ли НДС, это чревато, по сути, коллапсом таможенных сервисов и "Почты России" как основного перевозчика», — отметил Овчинников.
По оценкам Национальной ассоциации дистанционной торговли, за прошлый год объем российского рынка интернет-торговли превысил 780 млрд руб. Около трети от этой суммы обеспечил импорт. В прошлом году россияне заказали в иностранных интернет-магазинах 135 млн посылок.