Разговоры в пользу вредных
"Любовь и дружба" в российском прокате
Премьера кино
В основе сюжета картины "Любовь и дружба" лежит ранее не экранизировавшийся роман в письмах под названием "Леди Сьюзан", который Джейн Остен написала между 1793 и 1795 годами, в возрасте 18-19 лет. Она вернулась к нему еще раз в 1805 году, но так и не решилась опубликовать, в результате в свет книга вышла уже после смерти писательницы. В книге рассказывается о необыкновенно привлекательной женщине 35 лет, известной в обществе как леди Сьюзан, умеющей с непревзойденной легкостью манипулировать людьми. Она, по словам одной из ее жертв, "самая отъявленная кокетка в Англии". "Леди Сьюзан" — роман для Остен не совсем типичный, в дальнейшем она уже никогда более не отважилась выписать главную героиню в столь отрицательном ключе. Леди Сьюзан — не просто лицемерка, интриганка и эгоистка, она, с точки зрения писательницы, грандиозная стерва, по уровню зла вполне сравнимая с героиней другого эпистолярного романа, маркизой де Мертей из "Опасных связей" Шодерло де Лакло. Сама же атмосфера, описываемые ситуации и мотивации героев уже предвещают каноническую Остен, давшую миру "Гордость и предубеждение".
В фильме леди Сьюзан пытается выгодно заполучить сразу двух мужей — для своей дочери Фредерики, "чудовищной дурехи", как она считает, и для себя. Разворошив семейное гнездо Мэнверингов и влюбив в себя очередного "божественно обворожительного мужчину", она отправляется в поместье своего деверя эксплуатировать гостеприимство другого семейства, не выходя при этом за пределы великосветской вежливости. По прибытии леди Сьюзан начинает тут же крутить роман с тамошним смазливым юношей и богатым наследником Реджинальдом де Курси, ведя с ним долгие проникновенные беседы на свежем воздухе. А поговорить с ней есть о чем: помимо пленительного коварства и природного обаяния леди Сьюзан — обладательница гибкого ума и обширного жизненного опыта. Даже удивительно, как эту смелую женщину со столь свободным поведением, которое сегодня смотрится вполне себе современно, ненавидела и заклеймила с саркастической усмешкой моралистка Джейн Остин. То, чем "славилась" леди Сьюзен в обществе (кокетством, мотовством, красотой и пренебрежением супружеским долгом), считалось нормой для мужчин (как говорит один из героев картины — "вопросом биологии"), но для женщин такое поведение было порицаемо и нелепо. Эту досадную гендерную несправедливость леди Сьюзан пытается исправить, отдуваясь буквально за всех дам и зарабатывая лучший комплимент в своей светской карьере — "змеи в садах Эдема". Эта героиня еще не феминистка, но уже и не член клуба прилежных жен.
Режиссер картины Уит Стиллман, очевидно, и сам потерял голову от леди Сьюзан. Он любовно вводит ее почти в каждую сцену и носится с ней как с писаной торбой, попутно смахивая слезу умиления, когда она упражняется в искусстве быть стервой. Кейт Бекинсейл в этой роли — лучшее, что есть в картине. Актриса всегда славилась комическим даром, хотя частенько "пролетала" с выбором ролей. Здесь же ее облик, манерность, юмор и грация способны убедить в том, что эта женщина не осталась бы незамеченной в любой исторический период. Жанр, в котором была написана "Любовь и дружба", англичане называют talky novel. И это сделало роман очень удобным материалом для Уита Стиллмана, поклонника многословных сценариев. На разговорах в этом фильме держится буквально все, и Бекинсейл удается с легкостью произносить немыслимые в наше время словесные конструкции, превращая их в остроумную дань эпохе. Ее диалоги с Хлоей Севиньи, которая играет здесь лучшую подругу леди Сьюзен, американку-лоялистку Алисию Джонсон, вышедшую замуж за несносного старика, затмевают даже появление в кадре сыгравшего последнего Стивена Фрая.
Комедия нравов, по сути, это то, что Стиллман снимает всю свою жизнь, взять хотя бы его первую картину "Золотая молодежь" о "мажорах" с Манхэттена или "Последние дни диско" о тусовщицах времен Studio 54, где дуэт Бекинсейл и Севиньи впервые появляется перед его камерой. Новая лента "Любовь и дружба" (создатели решили придумать своему творению титул, напоминающий названия романов Остин) предлагает вглядеться в ее эквивалент двухсотлетней давности. Сменив пульсирующий мегаполис на британские усадьбы, а коктейльное платье на камзол с жабо, Стиллман документирует все тот же мир светских прожигателей жизни, основное занятие которых — поиск достойной партии, убеждая своего зрителя, что меняется лишь мода, а вот люди — никогда.