«Все будет зависеть от того, состоится ли встреча Путина и Обамы»

Реплика Дмитрия Дризе

Россия готова предоставить западным партнерам дополнительные доказательства попытки диверсии в Крыму. Об этом заявил министр иностранных дел России в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. Главный проблемный вопрос на переговорах — Украина. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что позиции России и Запада по-прежнему серьезно расходятся: единственное, на что они согласны, — это говорить друг с другом.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Сергей Лавров несколько разрядил напряженность, которая возникла после так называемой вылазки диверсантов на границе Крыма и Украины. С прошлой недели в России и в мире ожидают ответных мер Москвы против Киева. Пока что их не последовало. Однако все это обсуждается и вызывает тревогу — в частности, Дмитрий Медведев не исключил разрыва дипотношений. Позже появилась утечка якобы с заседания Совета безопасности о том, что Кремль более не будет сдерживать армии ДНР и ЛНР в их намерении ответить на действия украинских силовиков. На совместной пресс-конференции с Франком-Вальтером Штайнмайером российский министр иностранных дел смягчил заявления премьера, отметив, что разрыв дипломатических связей — все же крайняя мера, и, наверное, ключевое в словах Сергея Викторовича — это призыв не поддаваться эмоциям, не впадать в «экстремальные варианты действий». Новость была воспринята очень позитивно, в частности, на финансовых рынках вкупе с ростом цен на нефть. Хотя, конечно же, Лавров обещал защищать границы, причем без оглядки на западных партнеров — намерены они давить на Порошено или нет.

«Сдержанно и сконцентрировано обеспечить стабилизацию обстановки. Я выступаю за то, чтобы сейчас сосредоточиться на возвращении всей ситуации во всех ее аспектах — и в аспектах безопасности, и в аспектах политического регулирования — к последовательности и сути минских договоренностей. Это уже не про Крым, это про восток Украины», — подчеркнул Лавров.

Следующий вопрос — как вести переговоры, жив или нет «нормандский формат», а за ним и минские соглашения? Первый является гарантом вторых. Владимир Путин заявил, что коли Украина так себя ведет, говорить с ней не о чем, и встреча «четверки» не имеет смысла. То есть Россия, скорее всего, готова к разговору, но без Порошенко. Пусть с ним разбираются его западные друзья и союзники. Но последние, видимо, не очень рады такому повороту событий. Никакой новый формат пока за эти дни не родился, и соответствующих предложений, видимо, не будет. Очень может быть, что об этом как раз и шла речь на переговорах Лаврова и Штайнмайера в Екатеринбурге. Нельзя исключать, что со временем все вернется к привычной «четверке»: просто западные партнеры попросят Россию вернуться за стол переговоров, и она даст себя уговорить. Украинский политолог Вячеслав Ковтун считает, что тема диверсантов постепенно сходит на нет.

«Какие-то, безусловно, будут заявления, какие-то будут на уровне дипломатическом или хозяйственном приниматься решения против Украины. Но поскольку у нас и так идет обвальное падение товарооборота на 60%, я не думаю, что это каким-то образом может серьезно сказаться на дальнейших взаимоотношениях. Я исключаю вариант возобновления военных действий», — отметил в эфире «Коммерсантъ FM» Ковтун.

Сейчас в СМИ популярна тема о том, что вся эта история с диверсантами есть несогласованность в коридорах российской власти. Возможно, в Кремле идет дискуссия, как сдвинуть с мертвой точки минский процесс. Вполне имеет право на жизнь версия, что Лавров против экстремальных вариантов действий, а другая влиятельная группа как раз к этому подталкивает. Возможно, западные партнеры в какой-то степени услышали голос Москвы. Они обещают дальнейшие переговоры. Но это не означает реального продвижения в минском процессе. Многое, если не все, будет зависеть от того, состоится ли на саммите G20 встреча Путина и Обамы.

Вся лента