«Выгода от Олимпиады для бизнеса, как правило, переоценивается»
На спонсорах Игр можно заработать
Управляющие компании предлагают клиентам заработать на проведении Олимпиады. Многие аналитики утверждают, что есть целый ряд компаний, акции которых вырастут в цене во время Игр. В частности, речь ведется о спонсорах соревнований. О том, стоит ли инвестировать в «олимпийские» бумаги, — в специальном репортаже Альбины Хазеевой.
Олимпиада оказывает влияние на фондовый рынок. Известно, к примеру, что она всегда приводит к росту американского индекса Dow Jones. С 1900 года во время XXVI летних Игр он прибавлял в среднем 4%. Исключением были лишь соревнования в Пекине в кризисном 2008-м. Положительную динамику обычно показывают и фондовые рынки стран-хозяек. Так, бразильский индекс Bovespa, по данным The Wall Street Journal, вырос в этом году на 33%. Акции местного оператора торговых центров Multiplan за это время подорожали более чем на 70%. Примерно такой же результат показали бумаги компании по сдаче машин в аренду Localiza. Это связано с ожиданиями инвесторов от того, какие сферы бизнеса выиграют от проведения Игр. Однако в большинстве случаев «олимпийский» фактор слишком сложно оценить, считает управляющий директор компании «БКС Брокер» Олег Чихладзе.
«Мы какой-то закономерности между курсом акций и действующей Олимпиадой не видим, не можем однозначно идентифицировать именно те акции, которые в связи с началом и проведением Олимпиады растут или падают. На прошлой Олимпиаде после того, как опубликовали, что она будет в Сочи, выросли акции, которые были связаны именно с Краснодаром, с инфраструктурой Краснодара, — электроэнергетические компании, но, опять же, это носило очень краткосрочный эффект, и после этого все вернулось в стандартное русло», — отметил Чихладзе.
Среди компаний, акции которых могут подорожать на фоне Олимпиады, принято называть официальных спонсоров. Однако, к примеру, в случае с Играми в Сочи заработать можно было на бумагах лишь одной российской компании из восьми. Акции «Роснефти» выросли за время соревнований более чем на 1,5%, а акции «Ростелекома» подешевели на 3,5%. Гораздо более эффективно инвестировать в бумаги подрядчиков, но это нужно делать значительно раньше церемонии открытия, заявил директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.
«Более серьезная идея — это подрядчики, которые строили объекты и так далее. Но акции — это всегда будущая прибыль, соответственно, подрядчики подорожали уже задолго до Игр, там уже все прибыль зафиксировали и заработали», — уверен Разуваев.
В числе компаний, в акции которых аналитики различных управляющих компаний советуют вкладываться во время текущей Олимпиады, — платежная система Visa, сеть отелей Hyatt, производитель спортивной экипировки Under Armour и оператор кабельного телевидения Comcast. Как показало исследование Saxo bank, ценные бумаги компаний, напрямую связываемых с Играми, действительно часто показывают рост. К примеру, акции давних спонсоров соревнований McDonald's и Coca-Cola прибавляли в цене четыре «олимпийских» лета из шести с 1988 по 2008 годы. Однако оказалось, что в обычные годы бумаги компаний дорожали даже больше, чем в годы проведения соревнований. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что затраты на маркетинг окупаются лишь через некоторое время после Олимпиады. Повышение узнаваемости бренда само по себе ничего не значит для инвесторов, подчеркнул аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк.
«Оценить эффект рекламы — положительный, отрицательный — на капитализацию очень трудно. Очевидно, что эти компании имеют большие рекламные бюджеты, но насколько это повлияет на инвестиционную привлекательность? Все-таки инвесторы смотрят на финансы, на денежные потоки, на возможность платить дивиденды, долговую нагрузку — что-то более фундаментальное, чем рекламные ходы», — подчеркнул в эфире «Коммерсантъ FM» Шенк.
Ученые из Калифорнийского университета и их коллеги из Пекина недавно опубликовали доклад о так называемых олимпийских акциях. Они пришли к выводу, что влияние Игр на реальные финансовые результаты компаний, которые с ними связывают, практически незаметно. Выгода от Олимпиады для бизнеса, как правило, переоценивается, а цена акций быстро возвращается к прежнему уровню.