Сеть такая партия
Кандидаты в Госдуму расценивают свои аккаунты как информповоды, а не агитацию
Кандидаты в депутаты Госдумы от Челябинской области в преддверии выборов завели или оживили аккаунты в социальных сетях. Большая часть использует их для отчетов о встречах с избирателями и оперативного создания информповодов для журналистов. Политологи указывают, что соцсети помогают в выборной кампании привлечь электорат, но в Челябинской области этого не происходит из-за отсутствия специалистов и неграмотности кандидатов. По оценкам экспертов, страницы кандидатов региона в соцсетях однообразны и неинтересны.
Среди кандидатов от «Единой России» страницы в соцсетях недавно завели Олег Колесников (Златоустовский округ) и Анатолий Литовченко (Коркинский округ). Господин Колесников имеет в Instagram 450 подписчиков и около 900 друзей в facebook. В соцсетях он делится своими фотографиями с занятий спортом и встреч с избирателями. У господина Литовченко в Instagram 159 подписчиков, в facebook 544 друга. Там он размещает свои почти всегда одинаковые фотографии, под которыми пишет о вопросах, обсуждаемых с избирателями. Депутат Госдумы Владимир Бурматов, который является кандидатом по Металлургическому округу, рассказал, что ведет страницы в соцсетях постоянно и самостоятельно. Он сообщил «Ъ-Южный Урал», что его общая аудитория в интернете составляет порядка 300 тыс. подписчиков (в Instagram — 11,5 тыс.). «Для меня это в первую очередь онлайн-приемная. Я не воспринимаю это как агитацию. Много обращений поступает через социальные сети. Юристы их обрабатывают, по ним готовятся депутатские запросы», — сообщил он. По его словам, соцсети он также использует для отчетов перед избирателями и создания информационных поводов для журналистов. «Для меня это важно, поскольку это вопрос открытости власти, прозрачности деятельности депутатов. Вести или не вести аккаунты — личное дело каждого. Но это повышает доступность депутатов для граждан», — пояснил он.
Депутат Госдумы и кандидат по Коркинскому округу от «Справедливой России» Валерий Гартунг завел аккаунт в facebook недавно и активно им пользуется, публикуя информацию о своей работе. У него 213 подписчиков и около 4,5 тыс. друзей. По словам господина Гартунга, тексты в соцсети он пишет сам, при этом не рассматривает это как агитацию за себя. «Отношусь к этому скептически. Даже если мои материалы читает 4 тыс. человек, количество избирателей в округе 540 тыс., это меньше 1%, это даже на статистическую погрешность не тянет», — пояснил он. Господин Гартунг отметил, что аккаунт ведет для общения с журналистами, экспертами и сторонниками. «Это не столько агитация, потому что, как правило, люди, которые сидят в соцсетях, вообще не голосуют. Две трети моих избирателей — это пенсионеры. Основной способ общения с ними — встречи во дворах», — сообщил он.
Кандидат от ЛДПР, депутат Сергей Вайнштейн является постоянным пользователем facebook — у него 455 подписчиков и 1,6 тыс. друзей. Среди коммунистов аккаунты ведут депутат заксобрания Игорь Егоров (Магнитогорский округ, 2,3 тыс. друзей) и депутат гордумы Константин Нациевский (Металлургический округ, 237 друзей). Из кандидатов от «Яблока» аккаунты сами постоянно ведут Андрей Талевлин (Челябинский округ, 637 друзей) и Алексей Севастьянов (Металлургический округ, 4,9 тыс. друзей и 374 подписчика).
Доцент департамента политической науки НИУ ВШЭ Александр Кынев считает, что с каждыми выборами становится все меньше кандидатов, которые не используют интернет для агитации. По его мнению, соцсети способствуют повышению известности политиков, мобилизации целевых аудиторий, а иногда сбору средств на кампании. «Эффект это дает. Масса политиков, которые не являются кандидатами, обрели известность благодаря различным интернет-проектам, выступающим фактически в роли СМИ», — пояснил он.
Политолог Андрей Лавров считает, что 90% аккаунтов кандидатов в регионе за них ведут пресс-секретари, на что указывает язык повествования и «постоянно плавающее „я” и „мы”». «Качество контента абсолютно однообразное и скучное. Если говорить о facebook, то там у них две целевые аудитории — журналисты и элиты. Никакого выхода на реальную аудиторию нет. «Вконтакте» может стать инструментом для людей, но этим должен заниматься профессионал. Нужно набирать массу подписчиков, создавать группы. Городской пенсионер — он «Вконтакте» и в «Одноклассниках». В Москве это уже работает. На выборы нанимают тех, кто занимается продажами «Вконтакте». Бюджет на это сопоставим с бюджетом на выпуск газеты. Соцсети на Западе — это главный инструмент политической агитации, а у нас пока не умеют пользоваться», — пояснил политолог.