С поправкой на поставку
Оплатить изменения закона "О торговле" придется производителям продуктов
Торговым сетям не потребовалось много времени, чтобы придумать, как компенсировать будущие потери от нового закона "О торговле", запрещающего им брать вознаграждение с поставщиков в привычных объемах. Как выяснил "Ъ", ритейлеры предлагают производителям снижать закупочные цены, причем не только в связи с отказом от бонусов, но и из-за предписания закона сократить сроки оплаты товара. В результате выручка поставщиков от реализации контрактов может снизиться, в то время как сети сохранят свою прибыль, не повышая цены для покупателей.
Второй по обороту продовольственный ритейлер X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") начал готовиться к переговорной кампании по заключению договоров в соответствии с изменившимися требованиями закона "О торговле", сообщили "Ъ" в компании. Основной объем договоров будет подписан в ноябре-декабре. По словам представителя Х5, общий принцип переговоров с поставщиками состоит в том, что цены на полке не должны вырасти, а компания должна сохранить прибыльность в 2-3%. Перейти на так называемую чистую закупочную цену (то есть без учета бонусов) ритейлер намерен со всеми 6 тыс. поставщиков: сейчас по такой модели он уже работает с 2,4 тыс. поставщиков.
Между тем два источника на продовольственном рынке рассказали, что в ходе предварительных переговоров Х5 предложила некоторым партнерам снизить закупочные цены в связи с отказом от ретробонуса (премии за объем закупки) и сокращением отсрочки платежа. Один из них подсчитал, что при таких условиях он должен будет снизить закупочную цену примерно на 12%. Собеседники "Ъ" уверяют, что Х5 предлагает им вычесть из закупочной цены без НДС 10% ретробонуса, рассчитанного при этом от стоимости закупки, но уже с учетом НДС. Из получившейся цены им также предложено вычесть еще 0,25% в счет ускорения оплаты товара. Таким образом, поставщик недополучит 1,9% от стоимости контракта с Х5, говорит один из контрагентов.
О потенциальных потерях из-за изменения отраслевого закона говорит и владелец компании "Медовый дом" Антон Георгиев. По его расчетам, они составят 1,1% и также связаны с понижением закупочной цены на размер бонуса и сокращением отсрочки платежа. Называть сети, предложившие такие условия, он не стал. Другой собеседник "Ъ" отметил, что кроме Х5 о понижении закупочных цен на 0,5% в счет сокращения отсрочки платежа просила Billa. Связаться с ее представителями вчера не удалось. В Х5 отмечают, что корпоративная установка на сохранение или снижение цен ежегодно дается менеджерам по закупкам для переговорной кампании, но в связи с переходом в этом году на "чистую цену" конкретный менеджер для ее расчета мог использовать такой аргумент, как сокращение сроков оплаты.
С коммерческой точки зрения логика в требовании снижения цены в связи с ускорением оплаты есть, признает зампред правления "Руспродсоюза" Дмитрий Леонов: "При изменении периода отсрочки поставщик немного экономит на банковской ставке, однако установить единую скидку за ускорение платежей невозможно, потому что условия привлечения кредитов у поставщиков разные".
Законопроект о сокращении размера бонусов и ускорении расчета между ритейлерами и поставщиками внесла в Госдуму в январе 2015 года группа депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой. Авторы документа утверждали, что предложенные меры поддержат производителей. В июле этого года поправки к закону "О торговле" подписал президент Владимир Путин. Утвержденный документ ограничивает 5% объем взимаемых сетями с поставщиков выплат. В них войдут плата за объем закупки (ретробонус), маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги. Также ускорится расчет с контрагентами до 8-40 дней в зависимости от срока хранения товара. Сейчас только ретробонус может составлять 10% (прочие выплаты не регламентированы), а отсрочка платежа за товары достигает 10-45 дней. На приведение действующих договоров в соответствие новым требованиям участникам рынка дан срок до 1 января 2017 года.
Целью этих изменений как раз был переход на "чистую цену", который позволил бы отслеживать наценку ритейлеров, считает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его словам, единого подхода к расчету "чистой цены" нет, а короткий переходный период не позволяет торговым сетям выработать методологию и переучить закупщиков. "В условиях снижения потребительского спроса сети не могут повысить цены на полке, поэтому в переговорной кампании на 2017 год они, переходя на "чистую цену", стараются как минимум не ухудшить закупочные условия",— говорит эксперт. Он считает, что в общении с поставщиками закупщики, которые сами не очень понимают, как работать без бонусов и маркетинга, будут использовать доступные для них аргументы для снижения закупочных цен: отказ от маркетинга и логистики, ускорение расчетов и т. д. Господин Леонов, в свою очередь, отмечает, что единые подходы к переходу на "чистую цену" и обнулению всех бонусов рассматриваются сейчас в рамках Межотраслевого экспертного совета.