АвтоВАЗ приземлился на все четыре
Завод вновь уходит на укороченную неделю
Не успел АвтоВАЗ вернуться из корпоративного отпуска, как полную — пятидневную — рабочую неделю было решено сократить до четырехдневной. Компания планирует работать в таком режиме с октября по февраль. "ИжАвто", на котором выпускаются, в частности, наиболее популярная Granta и новая Vesta, пока продолжит работать в штатном режиме.
АвтоВАЗ перейдет на четырехдневную рабочую неделю с 17 октября по 19 февраля, объявила во вторник компания. Сокращение рабочей недели объясняют продолжающимся падением рынка и необходимостью сохранения коллектива. Завод "ИжАвто" (выпускает Lada Vesta, лифтбеки Lada Granta, Nissan Sentra и Nissan Tiida) продолжит работать пять дней в неделю. В этом году завод в течение полугода работал в четырехдневном режиме, частично производства работали и в трехдневном. 15 августа после выхода из корпоративного отпуска АвтоВАЗ вернулся к пятидневке.
АвтоВАЗ — крупнейшая производственная площадка в стране, мощности завода позволяют выпускать до 910 тыс. машин. Они считались избыточными для компании даже на максимальном подъеме рынка в 2012 году. Введение неполной рабочей недели позволяет топ-менеджменту избежать сокращений, вызвавших, в частности, недовольство акционеров (главы "Ростеха" Сергея Чемезова) и ставших одной из причин ухода в марте предыдущего главы завода Бу Андерссона. При господине Андерссоне персонал АвтоВАЗа сократился почти на треть, до 45 тыс. человек. Сейчас у АвтоВАЗа 43,5 тыс. сотрудников.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих машин за январь--июль упали на 14%, до 781,6 тыс. машин. Группа АвтоВАЗ-Renault-Nissan при этом потеряла 0,5 п. п. российского рынка (сегодня доля составляет 33,3%). Продажи Lada за этот период упали на 10%, до 146,1 тыс. штук, Nissan — на 26%, до 41 тыс. штук, Renault — на 9%, до 61,2 тыс. машин. Новый глава завода Никола Мор объявлял о планах произвести в этом году 416 тыс. машин (падение на 11%).
Четырехдневная рабочая неделя стала обычным явлением в российском автопроме в условиях хронического падения продаж. На УАЗе введена четырехдневка с июня. На заводе "ПСМА Рус" (СП PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) актуализировать режим работы предприятия отказались, но, комментируя "Интерфаксу" постановку одной из производственных линий на простой в июне, источники агентства говорили, что прочие сотрудники будут работать в рамках четырехдневки, которая установлена на заводе с февраля и продлится до августа. Петербургский завод Ford Sollers с 2015 года работает четыре раза в неделю, его предприятие в Набережных Челнах — с середины этого года, в Елабуге (выпускает модели Ford Kuga, Explorer и Transit) — пятидневная рабочая неделя. В Renault ограничились ответом, что на их московском заводе "гибкий график".
Впрочем, часть автозаводов сохранили пятидневку. Так, калужский завод Volkswagen работает пять дней в неделю в две смены, на петербургском заводе Toyota и заводе Sollers на Дальнем Востоке (выпускает Mazda) — пятидневка в одну смену. Предприятие Hyundai-Kia работает пять дней в неделю в три смены, планируется, что объем производства в этом году сократится на 12,5%, до 200 тыс. машин. С представителем Nissan вчера связаться не удалось. При этом известно, что в целом объем выпуска машин на заводах Hyundai, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге за полгода упал на 15%, до 129,7 тыс. штук. Из отчетности Nissan следует, что выпуск машин марки в РФ в апреле--июне вырос на 0,6%, до 9,86 тыс. штук. Остальные автоконцерны планов и текущих объемов выпуска не раскрывают.
По данным Росстата, выпуск легковых машин в РФ за семь месяцев упал на 18%, до 611 тыс. штук, при этом в июле производство сократилось на 19,8%, а по отношению к июню — на 28,3%. В апреле глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что выпуск машин в РФ может снизиться в пределах 5-7%.