Иркутск не проходит в воздушные ворота

Инвесторам придется построить два аэропорта

Власти Иркутской области неожиданно поменяли подход к развитию аэропорта. После требований ФАС провести конкурс среди инвесторов губернатор региона Сергей Левченко впервые заявил о готовности к этому, но пообещал включить в условия и строительство нового аэропорта за пределами города. Потенциальные инвесторы не против, но их беспокоит частая смена требований.

Фото: Евгений Козырев, Коммерсантъ

Правительство Иркутской области включит в перечень условий тендера по выбору инвестора для ОАО "Международный аэропорт Иркутск" строительство нового авиаузла за пределами города, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на губернатора региона Сергея Левченко. Он заявил о необходимости соответствующей "твердой гарантии", в итоге существующий аэропорт проработает "в модернизированных условиях, пока не заработает новый". Идея строительства нового аэропорта в Иркутске обсуждается несколько лет, но в последнее время речь шла только о реконструкции действующего (а также десяти малых аэропортов в области).

Ситуация вокруг реконструкции одного из последних крупных аэропортов в РФ, до сих пор не имеющего инвестора, обострилась в мае. Тогда господин Левченко заявил, что для модернизации авиаузла "должно быть совместное управление" с частным инвестором, уточнив, что регион ведет переговоры с "Новапортом" Романа Троценко. Это вызвало недовольство и ФАС, и "Базэл Аэро" Олега Дерипаски. По указу президента РФ, подписанному в конце 2014 года, региону передано имущество аэродрома Иркутска, за исключением системы организации воздушного движения. Область должна привлечь инвестиции в развитие авиаузла на условиях ГЧП; при этом госзатраты на реконструкцию инфраструктуры были существенно меньше расходов на новый объект (за исключением аэродрома) — от 1,1 млрд руб. против более чем 20 млрд руб.

Источники "Ъ" говорят, что, после того как были обнародованы претензии "Базэл Аэро" и ФАС (см. "Ъ" от 13 июля), дополнительное соглашение о бесконкурсной передаче аэропорта "Новапорту" не согласовал Минтранс. В начале августа министр Максим Соколов подтвердил, что "соглашение в подзависшем состоянии". Но право решать, "будет ли инвестором "Новапорт" или другая компания", он оставил области. Собеседник "Ъ" пояснил, что недовольные стороны требуют открытого конкурса или внесения изменений в указ президента, что "маловероятно". Изменения придется согласовать в заксобрании области, что "с учетом политической ситуации невозможно". В понедельник глава совета директоров аэропорта Иркутск Михаил Щапов заявил ТАСС, что правительство области ведет переговоры уже с тремя потенциальными инвесторами.

В "Новапорте" на запросы "Ъ" не ответили. Представитель УК "Аэропорты регионов" (входит в "Ренову" Виктора Вексельберга) Евгений Красиков сообщил, что и реконструкция действующего аэропорта, и строительство нового представляют интерес для холдинга. Но, добавил он, местные власти до сих пор не сделали публичной оферты и говорить о конкретных деталях участия пока невозможно. Как пояснили "Ъ" в "Базэле", пока власти области не ведут переговоры с компанией, но она "приветствует решение местных властей провести тендер и выбрать инвестора". Но компанию "несколько настораживает непрерывно меняющийся набор инвестобязательств", что может свидетельствовать об отсутствии выверенной и утвержденной стратегии в отношении развития аэропорта Иркутск. По мнению "Базэла", собственник актива вправе предлагать любые разумные, на его взгляд, обязательства для инвестора, но важно, чтобы перечень был "однозначно определен, стабилен и общедоступен".

"Для обеспечения транспортной доступности города вполне достаточно мощностей аэропорта в его черте",— говорит исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев. Но, по его мнению, комплексное развитие области как туристического кластера и значительное повышение пассажиропотока требуют создания аэропорта на новой площадке.

Елизавета Кузнецова; Екатерина Еременко, Иркутск

Вся лента