«Таким летательным аппаратам еще предстоит доказать свою состоятельность»
Мегадирижабль Airlander 10 впервые поднялся в воздух
Самое большое воздушное судно в мире совершило свой первый полет. В Великобритании в воздух поднялся дирижабль Airlander 10 размером с футбольное поле. Пока это лишь демонстрационный полет. Однако, по мнению создателей, судно произведет революцию в перевозке грузов и пассажиров. Подробнее о новом витке в истории дирижаблей — в материале Анастасии Парфеновой.
Airlander 10 летит со звуком, похожим на стрекотанье винтов вертолета. Однако на самом деле это гибрид дирижабля, вертолета и самолета. Изначально его разрабатывали для американских военных в Афганистане, однако четыре года назад проект заморозили — США решили сократить свой контингент в Исламской Республике, да и затраты оказались слишком большими. В итоге Airlander выкупила британская компания Hybrid Air Vehicles всего за $300 тыс. Правда, в итоге проект обошелся в 100 раз дороже. Вместе с правительственными грантами, частными инвестициями и собранными через интернет средствами компания потратила на строительство мегадирижабля $32,5 млн.
В итоге получился аппарат длиной 92 м — даже больше, чем самый большой самолет в мире, Ан-225. У судна четыре пропеллера — два сзади и два по бокам. Корпус аэродинамической формы, похожий на два слившихся дирижабля, изготовлен из материала, который крепче основы бронежилетов, и заполнен гелием. Белоснежный гигант с грузом до 10 т может подняться на высоту около 5 км и развить скорость до 150 км/ч. В беспилотном режиме он может продержаться в воздухе до двух недель. По мнению создателей, гибрид будет востребован в грузоперевозках, ведь он более экологичен и тратит на 80% меньше топлива, чем самолет. Правда, все это еще предстоит проверить на практике, отметил вице-президент фонда «Сколково» Алексей Беляков.
«Этому типу летательных аппаратов еще предстоит доказать свою состоятельность. Главный вопрос, который есть, — конечно, вопрос экономической целесообразности, потому что дирижабли тоже требуют определенной инфраструктуры для использования, для посадки. Плюс в том, что они не требуют дорогостоящей инфраструктуры, в частности, построения взлетно-посадочной полосы. Речь, скорее всего, не пойдет о доставке срочных грузов, речь пойдет о доставке большого количества грузов с большой массой», — уверен Беляков.
Уже к 2018 году разработчик планирует нарастить производство до шести Airlander в год. По оценке экспертов, в следующие 20 лет компания сможет продать до 600 своих мегадирижаблей и создать рынок объемом в $50 млрд. При этом судно можно использовать и как пассажирское. Кабина пилотов заменяется на более вместительную — тогда Airlander сможет принять на борт 48 человек. Правда, в этом случае полет будет пилотируемым и без подзарядки сможет продлиться лишь пять дней. Такой аппарат будет востребован в качестве люкс-развлечения для состоятельных клиентов, считает управляющий партнер компании Apple Concierge Кирилл Левадный.
«Нужен будет оператор этой услуги. Чаще всего это дают каким-то luxury-брендам, у которых есть опыт, во-первых, работы с такими клиентами, во-вторых, налаживание сервиса, потому тут самым главным будет сервис на борту. Может быть, они даже сделают небольшие каюты, чтобы можно было ночевать. Тогда оператором, скорее всего, выступит либо какая-то отельная сеть, либо, может быть, безымянный оператор, но он будет сдавать его каким-то брендам, например, часовым, "Формуле". Они смогут делать для своих дорогих клиентов какие-то программы, скорее всего, так и будет», — подчеркнул Левадный.
Особо состоятельные любители воздушных прогулок могут и купить мегадирижабль. Его цена — $35 млн. Только нужно учесть: для того, чтобы его посадить, нужно еще и собственное футбольное поле. И еще один нюанс — из-за формы корпуса Airlander 10 уже прозвали The Flying Bum, в переводе — «летающий зад».
Недавно дирижаблями заинтересовались российские власти. Совет безопасности вместе с РАН предложили правительству использовать такие воздушные судна в проекте «Единая Евразия». Планируется, что дирижабли будут перевозить грузы между Северным морским путем и Транссибом. По предварительным подсчетам, инвестиции в проект должны составить около $240 млрд.