Заказ уплыл в круиз до Астрахани
Первый пассажирский лайнер вместо «Красного Сормова» начал строить «Лотос»
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) определилась с площадкой строительства первого в постсоветской России круизного лайнера для Московского речного пароходства. Головное судно намечающейся серии было заложено на астраханском судостроительном заводе «Лотос», хотя ранее на этот заказ претендовал также нижегородский завод «Красное Сормово». В ОСК выбор площадки объясняют попыткой равномерно загрузить предприятия, а также преференциями, которые проект получит на территории особой экономической зоны в Астрахани. «Красное Сормово» к проекту обещают привлечь по кооперации. Эксперты полагают, что в этом случае нижегородский завод мог бы выполнять корпусные работы.
Торжественная церемония закладки днищевой секции круизного пассажирского судна смешанного типа «река-море» состоялось на судостроительном заводе «Лотос» в присутствии президента РФ Владимира Путина. Глава государства, проводивший в это время в Волгограде заседание президиума Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей России, дал старт проекту в рамках телемоста. «Надеюсь, что это первый, не только не последний, но успешный шаг в строительстве целой серии. Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам, развитию внутреннего и въездного туризма», — заявил президент.
Напомним, это первое круизное судно, строящееся в России за последние 60 лет. Его проект был разработан еще несколько лет назад Морским инженерным бюро, а осенью прошлого года стало известно о планах размещения заказа на два таких лайнера на одной из верфей ОСК. Предполагается, что первое судно вместимостью до 300 человек будет использоваться на маршрутах по государствам каспийского бассейна. Стоимость двух судов оценивалась проектантом примерно в 6,4 млрд руб. Изначально предполагалось, что судно может заинтересовать компании «Водоходъ» и «МосФлот», но в итоге заказчиком лайнера выступило Московское речное пароходство. Завершение строительства и испытания первого пассажирского судна намечены на 2018 год, а финишная отделка и передача заказчику — к началу навигации 2019 года. Финансировать строительство предполагается частично за счет лизинговых схем.
На строительство круизных судов претендовали две верфи ОСК — астраханский завод «Лотос» и нижегородское «Красное Сормово». Руководство нижегородского завода, который считался главным претендентом, рассчитывало, что для предприятия в условиях низкой загрузки такой контракт может стать серьезным подспорьем и позволит сохранить трудовой коллектив, а эксперты отмечали, что у верфи есть необходимые мощности и компетенции. Сейчас в портфеле заказов предприятия на 2016–2017 годы осталось два танкера для ООО «Волготранс», один танкер для CMS и один земснаряд для Росморпорта. При этом с начала года завод уже передал заказчикам четыре судна: два танкера получил «БФ Танкер» и два земснаряда были переданы «Росморпорту», сегодня состоится спуск на воду первого танкера для CMS.
Решение в пользу «Лотоса» в ОСК объясняют попыткой распределить загрузку между предприятиями корпорации, а также преимуществами особой экономической зоны на базе «Лотоса». «Одной из приоритетных задач корпорации является обеспечение равномерной загрузки наших предприятий, чтобы не было „перекоса“ в загрузке мощностей. Кроме того, на базе ССЗ „Лотос“ создана ОЭЗ „Лотос“, которая предоставляет определенные законодательством льготы и преференции», — пояснили „Ъ“ в пресс-службе ОСК. В то же время вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний, который участвовал в закладке лайнера, сообщил, что к строительству судна привлекут и «Красное Сормово». Как рассказали „Ъ“ в корпорации, ни объем возможной кооперации, ни ее ключевые компоненты пока не определены: вопрос прорабатывается. Также не утверждена площадка, на которой будет проводиться финальная сборка судна. Что касается второго лайнера серии, о котором шла речь раньше, то его заказчик и сроки строительства, а также головной исполнитель тоже пока не известны. «Законодателем в данном вопросе является заказчик. Если от него поступит заказ — мы выполним его с требуемым качеством и в установленные сроки», — пояснили в корпорации. В ОСК полагают, что заказчик примет решение о продолжении серии только после изучения готового головного судна и с учетом состояния туристического бизнеса.
Комментируя источники финансирования, в ОСК „Ъ“ заверили, что под проект предусмотрены бюджетные средства для реализации лизинговой схемы, но лизинг станет только одним из финансовых инструментов. По данным источников „Ъ“ в отрасли, и у судостроителей, и у заказчиков есть опасения в достаточности финансирования проекта, решение о реализации которого было скорее политическим. «Проект достаточно сложный, дорогой, с очень большим сроком окупаемости и будет находиться под пристальным вниманием государства», — говорит один из собеседников „Ъ“. По его версии, поэтому только Московское речное пароходство, связанное с Романом Троценко, склонным к участию в высокорисковых проектах, «согласилось стать заказчиком» лайнера.
По мнению директора по развитию PortNews Надежды Малышевой, «Красное Сормово» в рамках кооперации могло бы участвовать в производстве корпусов и корпусообработке. «Нижегородская верфь могла бы производить корпуса и переправлять их на „Лотос“, который будет проводить внутреннюю отделку и может стать финалистом по проекту. Этому будет способствовать и создание на базе „Лотоса“ особой экономической зоны, где могут разместиться иностранные компании, имеющие компетенции в производстве современной внутренней отделки, так как опыта в этом сегменте у российских судостроителей нет», — отмечет Надежда Малышева. В целом, по ее мнению, сейчас начинать строительство круизного лайнера своевременно, так как к 2020 году планируется построить два важнейших гидроузла (Городецкий и Багаевский) которые позволят восстановить традиционные пассажирские речные маршруты. «Даже если при строительстве первого лайнера возникнут какие-то сложности или будут допущены ошибки, он станет базой для последующих круизных судов, а их востребованность с каждым новым теплоходом будет расти», — заключает Надежда Малышева.
Что касается загрузки «Красного Сормова», то сейчас предприятию не хватает в портфеле порядка пяти танкеров, полагает директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров. «Не исключено, что до конца года у завода появятся новые контракты, компания ведет переговоры с потенциальными заказчиками. Но ситуация в судостроении в целом сейчас довольно сложная, и если на данный момент многие судоверфи обеспечены работой за счет военных заказов, то после 2020 года объем госзаказа резко снизится, поэтому предприятиям нужно ориентироваться на гражданские проекты уже сейчас», — полагает эксперт.