СМИшно
Медиарынок Башкирии показался экспертам перспективным
По версии фонда «Медиастандарт», исследовавшего состояние медиасреды в российских регионах, рынок СМИ в Башкирии выглядит на общероссийском фоне вполне удовлетворительно. Эксперты отметили в регионе такие положительные тенденции как растущий интерес бизнеса к инвестированию в СМИ и относительно высокий, чем в среднем по РФ, уровень доверия населения к масс-медиа. При этом в республике, как отмечается в исследовании, сохраняются высокие траты бюджета на поддержку медиа, а следовательно, подконтрольность СМИ республиканским властям. Ряд выводов «Медиастандарта» участники рынка не разделяют, например, о том, что журналисты в Башкирии «довольно свободны в выборе тем», а уровень открытости власти — «выше среднего».
Фонд «Медиастандарт», образованный Комитетом гражданских инициатив бывшего главы Минфина РФ Алексея Кудрина, опубликовал карту развития медиасферы в российских регионах. В исследовании анализировались несколько факторов, влияющих на работу СМИ: степень их проникновения, уровень доверия населения, профессионализм журналистов, их социальное положение, а также степень открытости представителей власти для медиа и готовность бизнеса вкладываться в этот бизнес.
В целом, признали эксперты, уровень развития медиарынка в Башкирии удовлетворительный. Это самая распространенная оценка для регионов РФ. Высшую оценку — «положительно» — получила медиасфера Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Красноярского края, Новосибирской области, ХМАО и Татарстана. Одновременно в регионах Северного Кавказа, а также в Калмыкии, Тыве и Бурятии состояние медиарынка было признано «критическим».
Директор «Медиастандарта» Дмитрий Казьмин пояснил „Ъ“, что исследование проводилось с помощью анализа открытых источников (например, о средней зарплате журналистов и господдержке СМИ), а также опроса экспертов (например, о полноте публикуемой информации и ее достоверности) и населения (около 400 человек в регионе).
Выше среднероссийского уровня эксперты оценили факторы, способствующие развитию медиа в Башкирии. Например, степень политической активности, объем рекламного рынка, готовность СМИ к взаимодействию с бизнесом и НКО, низкую стоимость абонентской платы за доступ к интернету (430 руб. в месяц). В числе положительных моментов отмечена диверсификация региональных СМИ по форме собственности и источникам финансирования. Выше среднего оценена степень проникновения СМИ (более 500 зарегистрированных медиа, по данным Роскомнадзора на начало года), зарплата журналистов (на 12% выше средней по республике, равной на 1 квартал 24 тыс. руб., и на 30% выше средней по РФ). При этом авторы указывают на относительно слабое развитие в Башкирии информационных интернет-ресурсов и сохраняющуюся высокую господдержку СМИ. Годовой объем бюджетной поддержки медиа оценен в республике в 1,19 млрд руб. Из регионов-соседей выше траты только в Татарстане — 1,4 млрд руб. (для сравнения: в Свердловской области 540 млн руб., Челябинской — 202 млн, Нижнем Новгороде — 320 млн руб.). Впрочем, как посчитали в фонде, высокая зависимость медиа от господдержки не мешает журналистам в Башкирии доносить до аудитории качественную, полную и достоверную информацию. СМИ в Башкирии доверяют 75% опрошенных («выше среднего» по РФ). 77% респондентов заявили, что при получении неполной или ложной информации ее перепроверяют. 34% сообщили, что «часто или довольно часто» замечают в медиа обман. При этом аудитория чаще проводит время в интернете, чем за телевизором. «Журналисты довольно самостоятельны в выборе тем редакционных материалов», — дипломатично отмечают в фонде. Эксперты также посчитали, что местные власти больше, чем в целом по РФ, открыты для взаимодействия со СМИ.
Осенью «Медиастандарт» обещает опубликовать новые данные о свободе слова в региональных СМИ, в частности, о свободе критики местных властей. В майском исследовании Башкирия была отнесена к регионам, глава которого Рустэм Хамитов практически не критикуется в СМИ: они были в основном к нему лояльны.
Участники медиарынка разделяют далеко не все выводы экспертов. Так, главный редактор интернет-портала «Медиакорсеть» Разиф Абдуллин обращает внимание, что в регионе сохраняется высокая доля госСМИ, хотя большинство муниципальных газет в прошлом году были объединены в холдинг, и формально их число уменьшилось. «В отношении госСМИ о свободе выбора тем говорить не приходится. Там есть табу и на темы, и на упоминание определенных персоналий»,— отмечает господин Абдуллин. Владелец Башкирской издательской компании (владеет франшизой на выпуск ряда газет, в том числе «Аргументов недели») Сергей Кудряшов согласен, что «государственные СМИ не могут кусать руку, которая их кормит». Для частных медиа, по мнению господина Кудряшова, пожалуй, единственным ограничением в подборе тем являются их «коммерческие интересы». Разиф Абдуллин не разделяет и тезис о том, что местные власти открыты для СМИ, так как «правительство республики, например, почти абсолютно закрыто для прессы»: «Уже несколько лет большинство мероприятий в кабмине и администрации республики проходят в закрытом для журналистов режиме, или открыта только протокольная часть. Встречи прессы с первыми лицами правительства, главами министерств стали настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам».