«Рынок электоральных предпочтений работает на оппозицию»

Специальный проект Александры Джорджевич «Выборы 2016. Та еще кампания»

До выборов в Госдуму осталось менее месяца. На финишную прямую вышли 14 партий — это в два раза больше, чем на выборах 2011 года. Все они были зарегистрированы без сбора подписей. При этом социологи, прогнозируя итоги выборов, используют не только традиционные опросы. ВЦИОМ, который часто обвиняют в ангажированности, запустил новый инструмент — электоральную прогнозную биржу.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Электоральный прогнозный рынок ВЦИОМ работает почти как фондовый. Каждый желающий при регистрации получает виртуальные деньги и «ценные бумаги» каждой партии. Задача игрока — максимально увеличить свой капитал, торгуя партийными акциями. Для этого нужно оценить текущий политический расклад и спрогнозировать, как он изменится в ближайшее время. Можно также ставить на уровень сентябрьской явки. На сайте ВЦИОМа аккуратно сообщается, что проект организован из любознательных соображений: «Наши намерения — исследовать!», — говорится на сайте. При этом генеральный директор центра Валерий Федоров прямо говорит, что традиционным опросам доверять больше нельзя:

«В последние пару лет была серия громких историй, когда социологи, к сожалению, попали пальцем в небо: в Великобритании на последних парламентских выборах была такая история, в Израиле аналогичная ситуация. Даже на последних американских выборах президента 2012 года знаменитый Gallup ошибся на 7%. Поэтому мы, если хотим делать точные прогнозы, должны задействовать разнообразные новые методики прогнозирования. В бирже принимают участие те, кому интересна политика, такие информированные вовлеченные любители: есть журналисты, и политологи, есть и просто игроки, которым все равно, на что ставить. На выборы ходить им не очень интересно, им интересно предсказывать результат», — рассказал «Коммерсантъ FM» Федоров.

К 8 августа стоимость «акций» некрупных партий существенно выросла. Лидерами роста стали «Коммунисты России» — они прибавили 63%, и ПАРНАС — плюс 42%. По абсолютной стоимости «акций» лидером среди непарламентских партий стало «Яблоко». Впервые с начала торгов объединение преодолело пятипроцентный барьер и получило теоретический шанс пройти в Госдуму. КПРФ, которая стала лидером роста на второй неделе, укрепила позиции. У участников электорального рынка нет сомнений в том, что она станет номером два в Госдуме. Успехи «Яблока» и КПРФ на бирже ВЦИОМа не подтверждаются традиционными социологическими опросами. Однако ВЦИОМ часто упрекают в ангажированности и сознательной корректировке реальной политической картины. Не исключено, что его новый проект — попытка дать реальную картину электоральных предпочтений россиян. Сейчас рынок электоральных предпочтений действительно работает на парламентскую и непарламентскую оппозицию, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Подобного рода проекты необходимы власти для того, чтобы поддерживать интерес к выборам и способствовать мобилизации электората, пусть очень незначительной его части. Конечно, власть, когда перенесла выборы с декабря на сентябрь, сама немного оказалась в ловушке собственной инициативы, потому что да, с одной стороны, сократилось время на агитационную кампанию, что работает на партию власти в широком смысле слова, но, с другой стороны, необходимо как-то обеспечивать достойную явку, которая должна быть более 50%, и вот для этого все средства хороши», — уверен Салин.

«Акции» «Единой России» на третьей неделе торгов обновили очередные минимумы, снизившись на 7,7% до чуть более 44%. Это наиболее сильное недельное снижение за весь период торгов. Причем, по прогнозам политологов, в ближайшие недели капитализация партии власти продолжит падение.

Вся лента