Экспедиция «Гринписа» блокирована на Таймыре
Экологи заявляют, что им испортили лодочные моторы
Сегодня «Гринпис России» заявил о беспрецедентном давлении на членов своей экспедиции, отправившейся на Таймыр зафиксировать экологические нарушения работы нефтяников. Как утверждают зеленые, моторы их лодок были испорчены неизвестными, а местные жители признались им, что получили рекомендацию не помогать экологам. В администрации округа говорят, что пока не в курсе проблем экологов.
Как рассказал “Ъ” руководитель арктического проекта «Гринпис России» Оганес Таргулян, экологов в регион пригласили представители Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра. «Еще в июле 2015 года ассоциация обратилась к нам с просьбой дать оценку проекту ОАО “ННК-Таймырнефтегаздобыча” по строительству нефтеналивного терминала “Таналау” в районе поселка Байкальск,— рассказал эколог.— Мы проанализировали проектную документацию и указали на множество недостатков: отсутствие плана ликвидации разливов нефти, технические ошибки, непроработанность проекта».
Предполагается, что через «Таналау» будет проходить 5 млн тонн нефти в год. Для сравнения: сейчас объем танкерных перевозок в Арктике составляет 10 млн тонн. Экологи указали, что даже небольшой разлив нефти на Енисее может быть критичным для местного населения, которое занимается в основном рыболовством. Кроме того, по их данным, в районе строительства находятся пять могильников сибирской язвы. «Но несмотря на протесты ассоциации, строительство терминала было одобрено,— говорит господин Таргулян.— В апреле мы побывали в Байкальске, и местные жители рассказывали, что строительство ведется с многочисленными нарушениями: тяжелая гусеничная техника разрушает почвенный покров, появилось множество свалок, снесли местное кладбище».
Экологи решили вернуться летом, когда сойдет снег, чтобы зафиксировать эти нарушения и еще раз поставить вопрос об обоснованности строительства терминала. «Весной местные жители признались нам, что их запугивают полиция и другие региональные силовые структуры: обещают серьезные проблемы тем, кто будет помогать “Гринпису”,— заявил Оганес Таргулян.— Тогда мы решили, что доберемся сами, поэтому доставили из Москвы самолетом две надувные лодки с мощными моторами». Но когда техника была доставлена в таймырский порт Дудинку, оказалось, что она испорчена. «Мы проверяли моторы перед погрузкой, и они работали как часы,— говорит механик “Гринписа” Александр Емельянов.— Но на месте выяснилось, что в первом моторе кто-то забил топливный шланг тряпками. А над вторым, более мощным мотором поиздевались гораздо серьезнее: оторвали провод системы зажигания, вырвали контакты в одном из разъемов, разрезали сетку топливного фильтра, перерезали топливный шланг. А в воздухозаборник заботливо насыпали промасленный песок. В итоге мотор здесь, на берегу, восстановить просто невозможно».
Как рассказали “Ъ” зеленые, они договорились с несколькими жителями Дудинки об аренде лодки, но позже те отказались, заявив, что им рекомендовали не сотрудничать с экологами. «Мы пошли в лодочный магазин и договорились о покупке мотора,— говорит господин Емельянов.— В пятницу нам позвонил директор магазина и сказал, что деньги поступили на счет и мы можем забирать мотор. Но когда мы через час приехали, он уже передумал: сказал, что денег не получил, а этот мотор уже несколько месяцев назад оплатили покупатели из другого города, которые как раз сегодня за ним приехали». На глазах у экологов два человека погрузили мотор в джип и уехали. Через полчаса гринписовцы увидели, как этот же джип снова подъехал к магазину и встал у черного хода.
В конце концов зеленые попытались добраться до Байкальска на пароме как обычные пассажиры, но их не пустили на борт, причем сотрудник погранслужбы прямо заявил: «Вы из “Гринписа”». «Мы впервые сталкиваемся с таким противодействием нашей работе,— заявил “Ъ” Оганес Таргулян.— Очень похоже, что там действительно есть что скрывать».
Пресс-секретарь главы Таймырского округа Виталий Иванов заявил, что не в курсе проблем экологов. «Глава только вчера узнал, что “Гринпис” в нашем городе,— говорит он.— Мы не получали от них никакого официального письма о прибытии».