«С точки зрения права президент должен отклонить просьбу ФСБ»
Служба хочет отбирать частные земли у собственников
Владельцев земельных участков могут лишить имущества по решению ФСБ. Федеральная служба безопасности разработала и опубликовала проект указа, согласно которому сможет при необходимости изымать частные земли. Такими полномочиями ведомство может наделить президент, если одобрит идею. Авторы подчеркивают, что такая мера необходима для конкретных нужд, связанных с выполнением международных договоров, строительством объектов государственного и местного значения, в частности, для обустройства границ с Украиной, Латвией, Литвой, Эстонией и Казахстаном. При этом в проекте указа отмечается: изымать земли у собственников будут только в исключительных случаях и в соответствии с законодательством. Председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры», доктор юридических наук Всеволод Сазонов обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Инной Владиной.
— Нужно ли опасаться владельцам участков в элитных районах Подмосковья, расположенных, например, рядом с резиденциями влиятельных государственных чиновников, что их земли тоже изымут, если понадобится ФСБ?
— До того, как мы с вами должны чего-то опасаться, нужно, наверное, все-таки дождаться, будут ли внесены изменения в нормативные документы, которые регулируют полномочия ФСБ. И ФСБ, и ФСО, потому что не только ФСБ, но ранее и ФСО выступила с подобной инициативой. Сейчас есть порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, он установлен Земельным кодексом. И там указано, что земли, которые изымаются, должны изыматься на основании решения федерального органа исполнительной власти, если они изымаются в целях и интересах государства. В данном случае закон не говорит о том, какой конкретно орган, и в каждой ситуации правительство издает отдельные постановления — ну, например, на Таманском полуострове, когда было изъятие земель, затем было изъятие земель, которые были связаны с Олимпиадой в Сочи. Всегда издавалось отдельное постановление, в котором было указано, какой орган принимает решение об изъятии в части тех земель, которые необходимы для осуществления полномочий и для осуществления государственных целей. При этом любое изъятие должно сопровождаться финансовой компенсацией, которая определяется, исходя из рыночных целей.
Что нам сейчас предлагает ФСБ? Она предлагает в принципе установить Федеральную службу безопасности как орган, который не применительно к конкретной ситуации рассматривает по каждому случаю, а применительно вообще ко всем ситуациям имеет право выступать как орган исполнительной власти, рассматривающий данный вопрос. Так называемую процедуру прохождения согласования с правительством о том, что земли в том или ином районе могут быть изъяты, и ФСБ отвечает и является тем органом власти, который имеет право на их изъятие, ФСБ предлагает миновать. Если эта поправка будет принята, то любые земли по решению ФСБ могут быть изъяты с учетом последующей компенсации. Естественно, что это некое непонятное обоснование увеличения прав для конкретного отдельного органа федеральной исполнительной власти, именно отдельного, потому что у остальных органов этих прав нет. По конкретной ситуации всегда издается отдельное постановление правительства, это логично.
— В документе, разработанном ФСБ, о компенсациях вообще ничего не говорится.
— И не должно говориться.
Речь идет о полномочиях, об определении органа власти, имеющей право принимать решения. Компенсации установлены на основании Земельного кодекса, и говорить в любом другом документе о компенсациях нет никакой необходимости. Более того, это невозможно. Поэтому есть порядок, он существует независимо от того, кто принимает решение об изъятии земель — федеральный, муниципальный или местный орган исполнительной власти.
— На ваш взгляд, будет ли удовлетворена просьба ФСБ президентом? Ранее Федеральная служба охраны также просила наделить ее подобным правом?
— С точки зрения логики права, безусловно, в этой просьбе должно быть отказано. Потому что кроме как создания органа, обладающего, непонятно почему, дополнительными функциями, возвышающегося над остальными в части земель, с учетом кучи скандалов, между прочим, которые в последнее время вокруг этого органа существуют, никакой логикой это обосновать невозможно. Если необходима земля для границы, можно издать отдельное постановление, определить перечень этих земель.
То есть сейчас ничто не противоречит и не мешает тому, чтобы ФСБ обратилось в правительство и ей согласовали определенные категории земель. Зачем предусматривать возможность изымать земли на территории всей Российской Федерации по их усмотрению — вот это совершенно точно непонятно.
— Если президент подпишет документ, который ФСБ разработали, собственники земель попадут под изъятие, то будут ли они иметь право обжаловать в суде решение об изъятии земель?
— Решение в суде об изъятии земель не оспаривается, при соблюдении установленного порядка. Может быть оспорена исключительно компенсация.
Вряд ли стоит ожидать злоупотреблений, считает председатель комиссии Общественной палаты России по безопасности Антон Цветков. «Конечно, никто не будет брать изымать земли, какое-то имущество там, где нет необходимости, но если речь идет о границе и контроле за границей, то, безусловно, у ФСБ должны быть все механизмы для того, чтобы это сделать максимально качественно, максимально профессионально. Если в каких-то индивидуальных случаях для этого необходимо будет воспользоваться предлагаемой инициативой, я не думаю, что в этом будет проблема», — уверен Цветков.