ТМК готова закрыть Америку
Компания может продать заводы в США
ТМК Дмитрия Пумпянского, еще год назад рассматривавшая возможность IPO американского дивизиона TMK IPSCO, готова распродать его активы для снижения долга. TMK IPSCO с 2015 года теряет объемы продаж и доходность из-за падения спроса со стороны нефтегазового сектора и роста импорта. С подобными проблемами в США столкнулся и Evraz, в 2015 году уже продавший там один из заводов. Но получить хорошую цену за убыточные активы ТМК будет сложно.
ТМК сохраняет планы снизить чистый долг до 2,5 EBITDA (сейчас — $2,49 млрд, или 4,6 EBITDA, по оценке БКС) и, в частности, "рассматривает различные стратегические варианты, включая выпуск акций, продажу некоторых активов, в том числе международных", сообщила компания. Вице-президент ТМК по стратегии и развитию бизнеса Владимир Шматович заявил, что у компании "нет сделок на столе", но она обязана проинформировать инвесторов о таких планах по требованиям к публичным компаниям.
Сейчас ТМК закрывает сделку по продаже ВТБ 13% акций за 10 млрд руб. (уже продан казначейский пакет в 8%, остальное — допэмиссия). Какие активы компания могла бы продать, пока не раскрывается. Господин Шматович сказал Reuters, что ТМК "не исключает продажи мелких и средних активов, все зависит от цены", добавив, что у компании "простаивают некоторые заводы в США". "В принципе мы можем рассмотреть продажу активов, кроме флагманских российских, но собираемся остаться глобальной компанией",— заявил он. В первую очередь речь может идти именно об активах в США, уточняет собеседник "Ъ", знакомый с планами ТМК. В ТМК не комментируют, так ли это и рассылала ли компания предложения о продаже.
В американский дивизион TMK IPSCO входит 12 предприятий мощностью 1,39 млн тонн труб в год, до 2015 года он обеспечивал ТМК примерно пятую часть выручки, и осенью 2014 года компания даже рассматривала возможность IPO дивизиона. Но с 2015 года мощности TMK IPSCO серьезно недозагружены. В 2015 году TMK IPSCO более чем вдвое снизила продажи — до 440 тыс. тонн, а ее выручка упала с $1,76 млрд в 2014 году до $742 млн, дивизион получил убыток по EBITDA $23 млн против прибыли $159 млн годом ранее. Первое полугодие 2016 года выдалось не лучше: продажи упали до 115 тыс. с 267 тыс. тонн, выручка — до $140 млн с $477 млн, убыток по EBITDA — $54 млн.
Компания объясняет тяжелое положение TMK IPSCO тем, что "значительное снижение объемов буровых работ, затрат на разведку и добычу углеводородов в Северной Америке привело к существенному сокращению реализации OCTG (нефтегазовые трубы.— "Ъ") в дивизионе, а также обусловили ухудшение ценовой конъюнктуры". По данным Baker Hughes и Preston Pipe Report, количество буровых в США за первое полугодие упало на 57% к январю--июню 2015 года, а общие отгрузки OCTG сократились на 66%. ТМК ждет в США "умеренного повышения объемов бурения" во втором полугодии, но признает, что спрос будет несколько ослаблен с учетом высоких складских запасов.
Трубные активы в США и Канаде в 2014-2015 годах хотел монетизировать через IPO и Evraz Романа Абрамовича и партнеров, но планы не реализовались по тем же причинам. В 2008 году именно Evraz, уже владевший рядом трубных активов в Америке, выкупил трубный бизнес IPSCO за $4 млрд у шведской SSAB, затем ТМК отошли заводы в США. В 2015 году продажи труб американского дивизиона Evraz упали на 22%, до 820 тыс. тонн, выручка сегмента — на 32%, до $1 млрд, в первом полугодии 2016 года продажи труб дивизиона снизились на 22%, выручка упала на 34%, до $354 млн. В компании указали на сохраняющуюся слабость рынка нефтегазовых труб и большой импорт "демпинговых и субсидируемых" труб большого диаметра, что омрачает прогноз на ближайшие год-два. Компания также частично приостановила выпуск на ряде трубных заводов в этом году.
Чтобы достичь чистого долга 2,5 EBITDA, ТМК нужно получать не менее $1 млрд по EBITDA, а в первом полугодии этот показатель был всего $264 млн, указывает Олег Петропавловский из БКС. По его мнению, снижение долга ТМК до целевого уровня в среднесрочной перспективе "не очень реалистично", поскольку американские заводы убыточны по EBITDA и вряд ли могут быть проданы за существенную сумму. В марте 2015 года Evraz удалось продать японской Maruichi Steel Tube свой Evraz Oregon Steel Structural Tubing (60 тыс. тонн труб в год) за $42,5 млн, но его трубы — для строительной, а не нефтегазовой отрасли. Глава и совладелец Evraz Александр Фролов 18 августа говорил, что не исключена возможность продажи других неключевых активов.