Порты не хотят давать задний ход

Эксперты опасаются возврата тарифов

Портовая отрасль, ведомства и экспертные центры по-прежнему не могут прийти к консенсусу относительно идеи ФАС вернуть регулируемые тарифы для перевалки грузов. К числу критиков инициативы присоединились Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) и Росморречфлот. Так, эксперты ИПЕМ полагают, что регулирование тарифов приведет к снижению инвестиций стивидоров. Поддерживают ФАС в основном грузоотправители, не имеющие своих портов. А эксперты аналитического центра при правительстве предложили разделить тарифы и взимать их в рублях для резидентов и в валюте — для иностранных клиентов портов.

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

В пятницу ИПЕМ представил в аналитическом центре при правительстве свой анализ последствий возврата к госрегулированию ставок в морских портах. Концепцию перевода обратно на тариф стивидорной отрасли, либерализованной с 2013 года, в конце июня выдвинула ФАС, выявившая двукратный рост цен на услуги на перевалку в портах после отмены регулирования (см. “Ъ” от 22 июня). Служба еще в июне возбудила дела в отношении девяти допустивших скачок цен стивидоров (см. “Ъ” от 26 июня), а вскоре опубликовала проект методики расчета тарифов, в котором предложило регулировать предельную доходность бизнеса стивидоров и отменить приказы ФСТ о снятии регулирования в портах. Также ФАС потребовала от стивидоров перейти на рублевые расчеты вместо валютных (того же еще в октябре 2015 года требовала и президентская комиссия по ТЭКу).

ИПЕМ присоединился к большому числу критиков идеи ФАС. По мнению экспертов института, возврат тарифов в портовый сектор отрицательно скажется на российской экономике и ухудшит инвестклимат в отрасли. По расчетам ИПЕМ, за последние пять лет ставка перевалки в долларах значительно не выросла, а стоимость на стивидорные услуги увеличилась в 2014–2015 годах из-за девальвации рубля. При этом аналитики отмечают, что за последние полтора года объем перевалки по основным грузам продолжал расти, в частности, благодаря сохранению ставки на услуги перевалки в долларах. Также в ИПЕМ подчеркивают, что после либерализации в 2013 году заметно увеличился объем внебюджетных инвестиций, достигнувший в текущем году 85% от общей суммы, а при возврате к регулированию отрасль недополучит за четыре года 148 млрд руб. Также предлагаемая ФАС конструкция видится ИПЕМ слишком громоздкой: ее реализация, по оценкам института, потребует от регулятора ежегодно принимать более 2 тыс. решений. Аналитики предлагают провести детальный анализ рынка и применять госрегулирование исключительно к компаниям—нарушителям антимонопольного законодательства.

Инициатива ФАС ранее вызвала различную реакцию со стороны ведомств и отраслевых организаций. Так, Минэкономики частично поддержало ее, а совет потребителей услуг ФГУП «Росморпорт» представил отрицательное заключение, но его члены не пришли к консенсусу. Стивидоры и грузоотправители с кэптивными портами были резко против, а те участники рынка, у кого портов нет, выступали за идею ФАС. Отрицательно отнеслись к предложениям ФАС Ассоциация морских портов России и Минтранс (о реакции см. “Ъ” от 27 июля и 10 августа). В пятницу замруководителя Росморречфлота Константин Стасюк также заявил, что агентство не поддерживает предложения ФАС.

Но и в самой ФАС, следует из материалов аналитического центра при правительстве, однозначной позиции по последствиям возврата регулирования в порты нет. Так, хотя глава службы Игорь Артемьев в конце июня в письме в правительство указывал на необходимость вернуться к регулированию и установить тариф в рублях, уже в июле замруководителя ФАС Сергей Пузыревский представил в ТПП проект указа президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики», согласно которому до 1 июля 2017 года в Госдуму должны быть внесены законопроекты, исключающие стивидоров из списка субъектов естественных монополий. В ФАС “Ъ” сообщили, что ведомство разработало проект соответствующего указа, направило его в Генпрокуратуру, Минэкономики и МИД, а также в ТПП и Общественную палату и сейчас собирает замечания.

Сами эксперты аналитического центра предлагают сохранить действующую форму госрегулирования с учетом возможности установления тарифов стивидоров для резидентов в рублях, а для нерезидентов — в долларах. Переход на расчеты в рублях активно поддерживают некоторые компании, не имеющие портов. Так, представитель «Русала» в рамках круглого стола в пятницу заявил, что такая мера соответствует мировой практике. В частности, по его словам, в европейских портах для резидентов все расчеты проходят в евро, в китайских — в юанях. Риск резкого увеличения стоимости услуг из-за девальвации национальной валюты также актуален и для российских грузоотправителей, отметил он.

Анастасия Веденеева

Вся лента