Борьба с барьерами без границ
Свобода торговли с ЕС выгодна ЕАЭС только без виз и третьего энергопакета
Создание единого экономического пространства между ЕАЭС и Евросоюзом даже в случае разрешения политического кризиса будет целесообразно лишь при готовности сторон вести переговоры не только по торговле товарами, говорится в исследовании Центра интеграционных исследований ЕАБР и австрийского IIASA. Расширение доступа европейских товаров на рынок ЕАЭС авторы доклада призывают компенсировать смягчением требований Третьего энергопакета и безвизовым режимом. Впрочем, пока компромисс по этим пунктам выглядит не менее отдаленной перспективой, чем обнуление пошлин.
Создание экономического пространства от Лиссабона до Владивостока было бы выгодно и ЕС, и ЕАЭС только в том случае, если соглашение не ограничится обнулением пошлин в рамках зоны свободной торговли, говорится в совместном докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и австрийского Международного института прикладного системного анализа (IIASA). Договор с ЕС мог бы прийти на смену соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, но сейчас все переговоры заморожены, и на подписание уйдет не менее десяти лет, из них на переговоры нужно пять-шесть лет, полагают авторы доклада.
Условиями для начала переговоров помимо разрешения политического кризиса исследователи называют вхождение Белоруссии в ВТО (остальные члены ЕАЭС уже в организации, а соглашения о ЗСТ можно заключить лишь с другими членами ВТО), признание ЕЭК Еврокомиссией как переговорщика (речь не идет о признании де-юре, а лишь о фактическом) и, наконец, интеграцию экономик стран ЕАЭС (пока она есть лишь на рынке труда, см. "Ъ" от 5 августа). Заметим, у Казахстана уже есть соглашение с ЕС, оно было подписано в декабре 2015 года и в основном касается инвестиций, но в нем относительно немного конкретики. Первое же соглашение ЕАЭС о ЗСТ, с Вьетнамом, подписанное в мае 2015 года, вступит в силу 5 октября.
Устранение нетарифных барьеров (включая признание технических стандартов и фитосанитарных норм) было бы более выгодно РФ и Казахстану, чем простое обнуление импортных пошлин. "В зависимости от отрасли у соглашения будут разные бенефициары: от снижения пошлин на потребительские товары выиграют экспортеры ЕС и потребители в ЕАЭС, но пострадает его легкая промышленность, тогда как импортные пошлины в ЕС на основные статьи евразийского экспорта (нефть, газ, черные и цветные металлы и удобрения) и сейчас низкие или вовсе нулевые",— отмечает глава ЦИИ Евгений Винокуров. По его словам, чтобы соглашение было симметричным, в него должны быть включены положения, нужные странам ЕАЭС,— о смягчении требований Третьего энергопакета, безвизовом режиме, инфраструктурных проектах, трансфере технологий. Напомним, РФ оспаривает ограничение доступа к европейским трубопроводам и в рамках ВТО (панель арбитров была собрана лишь в марте), но в апреле и против самого "Газпрома" подан иск о нарушении антимонопольного законодательства ЕС.
Возможный эффект от суммы этих мер просчитать сложно, признают в ЦИИ. Ранее Александр Кнобель и Бекхан Чокаев из Института Гайдара оценивали прирост ВВП РФ от ЗСТ с ЕС в краткосрочной перспективе в 0,8%, а в долгосрочной — в 2%, Казахстана — в 0,8% и 1,2% соответственно. Небольшие страны, наоборот, могут оказаться в минусе — для Белоруссии спад может составить 0,6% с последующим выравниванием до прежнего уровня. Однако этот расчет учитывал небольшое количество факторов, отмечают исследователи.
В мировой практике соглашений о ЗСТ между экономическими объединениями нет (хотя идут переговоры, в частности, между ЕС и МЕРКОСУР). Наиболее же близким прототипом такого соглашения авторы доклада считают соглашение ЕС с Канадой, заключенное в 2013-м (пока не ратифицировано). Однако оно "не предполагает перехода на европейские техстандарты, как в случае с всеобъемлющей зоной свободной торговли" (заключены с Украиной, Грузией и Молдовой), отмечает Евгений Винокуров. В то же время до мегасоглашений, таких как Транс-Тихоокеанское партнерство, в которых акцент сделан на защите интеллектуальной собственности в фармацевтике и IT, мы еще не доросли, заключает он.
Что еще нужно обсудить ЕЭК и ЕС
По мнению Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и австрийского Международного института прикладного системного анализа (IIASA), помимо Третьего энергопакета ЕАЭС и ЕС стоит обсудить либерализацию доступа к финансовым рынкам и другим секторам услуг, соглашение о госзакупках, а также о защите конкуренции и интеллектуальной собственности, полагают в ЦИИ и IIASA. При этом вопросы трудовой миграции предлагается вывести из соглашения, ограничившись обеспечением мобильности пенсионных выплат и признанием дипломов.