Смертник пролил кровь на свадьбе
Жертвами теракта в турецком Газиантепе стало более 50 человек
В Турции совершен самый кровопролитный за этот год теракт — взрыв на курдской свадьбе в городе Газиантеп на юге страны унес жизни 51 человека, в том числе детей и женщин. За выходные ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за теракт, однако президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил о «вероятной» причастности к случившемуся боевиков «Исламского государства» (ИГ). Опрошенные “Ъ” эксперты связывают трагическое событие в Газиантепе не столько с внутренними, сколько с внешними факторами, прежде всего с возросшей ролью Анкары в борьбе с ИГ в Сирии и Ираке.
Взрыв, унесший жизни 51 человека и ранивший 69, прогремел в субботу вечером на одной из улиц Газиантепа, города в 40 км к северу от границы с Сирией. Жертвами стали гости свадебной церемонии — так называемого вечера хны: рисунками хной накануне бракосочетания украшают руки невесте и незамужним девушкам. «Вечер подходил к концу, когда среди участников торжества раздался взрыв,— рассказал 25-летний очевидец Вели Джан.— Кровь и части тел были повсюду». Жених и невеста выжили, но также были ранены. «Они залили нашу свадьбу кровью»,— заявила невеста Бесна Акдоган журналистам агентства Anadolu.
Как сообщила прокуратура Газиантепа, прибывшие к месту происшествия полицейские и официальные лица обнаружили «фрагменты пояса смертника», которым, по официальным данным, оказался подросток. «Террористу-смертнику, который подорвал себя в воскресенье в Газиантепе во время свадебной церемонии, было примерно 12–14 лет»,— заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган в эфире турецкого телеканала NTV.
За выходные ни одна из террористических группировок не взяла на себя ответственность за теракт. В свою очередь, президент Эрдоган фактически возложил ответственность на радикалов из ИГ (организация запрещена в РФ). «Наша страна и наша нация могут сказать лишь одно тем, кто нападет на нас: вы не добьетесь своего!» — заявил он, заметив: террористы ставят своей целью посеять рознь среди различных этнических и религиозных групп Турции, таких как арабы, курды и туркоманы. При этом господин Эрдоган добавил: нет разницы между ИГ, Рабочей партией Курдистана (РПК; запрещена в Турции) и сторонниками Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в попытке военного переворота 16 июля.
На теракт в Газиантепе оперативно отреагировали мировые лидеры, выразив соболезнование жертвам трагедии, турецкому народу и правительству. «Злодеяние, совершенное в разгар свадебного торжества, потрясает своей жестокостью и цинизмом,— говорится в послании российского президента Владимира Путина.— Мы в очередной раз убедились, что терроризм не признает не только законов цивилизованного общества, но и самых основных норм человеческой морали». При этом президент РФ напомнил о «готовности к всемерному наращиванию антитеррористического сотрудничества с турецкими партнерами». Заявление с решительным осуждением «подлого теракта» сделал президент Франции Франсуа Олланд. Руководство ЕС пообещало продолжить «сотрудничество с турецкими властями в общей борьбе с терроризмом». А папа римский Франциск призвал молиться за жертв «жестокой атаки».
Турция воспринимается исламистами как часть западного альянса, с которым ИГ находится в состоянии войны. «“Исламское государство” уже устроило в Турции несколько терактов. А дальше все пошло по накатанной колее, как в Европе,— напомнил “Ъ” старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский.— Нынешний взрыв — абсолютно в стиле ИГ и его приверженцев, не имеющих с исламом ничего общего, кроме фразеологии. Обычное проявление варварства, дикости». Как напомнил господин Надеин-Раевский, активную борьбу с ИГ Турция ведет с прошлого года, «и ей отвечают терактами, хотя ранее боевики ИГ и укрывались на турецкой территории, и лечились там».
Как отметил в беседе с “Ъ” доцент Университета экономики и технологий ТОВВ в Анкаре Тогрул Исмаил, ИГ «считает город Газиантеп своей вотчиной». «Ровно четыре года назад там был взрыв, тогда погибло десять человек,— рассказывает эксперт.— Теракты в Турции ИГ устраивает как минимум с 2012 года, просто раньше оно не брало на себя ответственность». «“Исламское государство” представляет серьезную проблему и для Турции, где группировке симпатизирует около 8% населения, и для России, и двум странам нужны скоординированные действия. Ведь чем больше будут вытеснять боевиков ИГ с территории Сирии, тем больше их будет возвращаться в страны, откуда они вышли,— полагает эксперт.— В свое время стороны допустили ошибку — не были учтены или даже обговорены зоны влияния. Это привело к конфликту. Сейчас же в сирийском вопросе между Москвой и Анкарой налаживается взаимопонимание, и Турция более активно проводит свою политику в Сирии, но уже с учетом интересов России».