«Борн — это сюжет о блудном сыне»

Мэтт Деймон рассказал Василию Корецкому об эволюции своего персонажа

В первую неделю сентября в мировой прокат выходит новый фильм о Джейсоне Борне. Актер Мэтт Деймон рассказал нам о библейских корнях своего персонажа, а также о принципиальных отличиях от Джеймса Бонда

Новый фильм о Борне — "Джейсон Борн" — выходит спустя почти 10 лет с момента последнего появления суперагента на экране ("Ультиматум Борна", 2007). За это время в мире много чего произошло — и борновская франшиза, всегда отличавшаяся не только реализмом съемки экшен-сцен, но и вниманием к международной политике, чутко среагировала на эти перемены. В новом фильме Борн присутствует на баррикадах в Афинах, встречается с человеком, похожим на Джулиана Ассанжа,— а ЦРУ круглосуточно следит за ним через гаджеты и спутники. Мэтт Деймон, исполнитель роли шпиона, потерявшего память и из фильма в фильм восстанавливающего свою идентичность (а также сопродюсер франшизы), ответил на вопросы нашего обозревателя:

— Насколько я знаю, вы были не очень довольны сценарием "Ультиматума Борна", даже называли его неэкранизируемым. А новый, наоборот, стал одной из важных причин вашего возвращения во франшизу (Мэтт Деймон не подписан на участие во всех фильмах про Джейсона Борна, решение относительно своего участия в каждой картине он принимает отдельно.— "Ъ") Так что вас так в нем зацепило? Чем эта история про Борна принципиально отличается от других?

— Эта история отличается от прошлых фильмов хотя бы тем, что с момента последнего появления Борна на экране прошло больше 10 лет — и за эти годы в мире многое изменилось. А мы с Полом Гринграссом (режиссер картины.— "О") всегда говорили, что Борна нужно снова выставить на мороз, нужно подождать, пока мировая ситуация переменится. Чтобы снова вывести этого героя, нужна была новая, свежая история — и вот она! Ее главная коллизия та же, что и в сегодняшней реальности: общественная безопасность против тайны частной жизни.

— А вам не кажется, что эти перемены в мире служат совсем уж непригодной декорацией для шпионского триллера? Камеры слежения, спутники-шпионы, тотальная слежка за электронными коммуникациями — какие тайны могут быть в этом, насквозь прозрачном мире?.. Раньше в "Борне" антагонисты были вынуждены придумывать какие-то штуки, ютиться на крышах или за кустами с биноклями, чтобы следить за Борном, а в нынешнем фильме сотрудники ЦРУ "ведут" его, не выходя из офиса.

— (Смеется.) Ну да, вы правы, сегодняшний мир — не место для тайн. Но "Борн" — это же в первую очередь экшен. Тут именно действие, движение воздействуют на эмоции зрителя. Нашей целью было прогнать героя через обстоятельства, которые выглядят максимально похожими на мир, в котором мы живем сегодня. Столкнуть его с чертами современности, которые принципиально отличают ее от мира десятилетней давности: тотальная слежка, концепция личной свободы и ее несовместимость с концепцией государственной безопасности.

Отсюда, кстати, и определенные съемочные локации: прошлый фильм, к примеру, был во многом о войне с терроризмом, основные эпизоды разыгрывались в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне, потому что именно эти города в тот момент непосредственно переживали атаки террора. Конечно, мы не делали акцента на этом факте, но вся атмосфера напряженности и тревоги, конечно, чувствовалась и создавалась нами намеренно. Именно поэтому мы начинаем новый фильм с беспорядков в Греции: так Борн словно бы попадает в реальность новостного телерепортажа.

Да, греческие сцены выглядят очень правдоподобно....

— Еще бы, ведь Гринграсс снимает протесты лучше, чем кто бы то ни было. Он же начинал как журналист (в 1980-х Гринграсс работал на телевидении, в программе регионального канала Granada Television "Мир в действии") и сделал столько материалов об уличных беспорядках и демонстрациях! Он так часто был в центре волнений, причем по всему миру! Вы же видели его "Кровавое воскресенье" (фильм 2001 года о расстреле военными мирной демонстрации в Северной Ирландии в 1972-м.— "О").

Беспорядки в Афинах мы реконструировали на Тенерифе. Перекрыли два квартала и каждую ночь в течение четырех недель устраивали там весь этот ад с "коктейлями Молотова", баррикадами и боями демонстрантов с полицией. Снимали от заката до рассвета, вся массовка была испаноязычной, но они разучили греческие кричалки, долго репетировали — несколько сотен, а иногда и до полутысячи человек. По команде Пола они начинали орать, обе стороны шли в атаку, летели камни и взрывались бутылки с зажигательной смесью. А потом по сигналу горна все мгновенно успокаивались — и вот вы снова на мирной сонной улочке на Канарских островах.

— Как вы воспринимаете своего персонажа? Для вас Борн — суперегерой или скорее обычный парень в необычных обстоятельствах?

— Конечно, фильмы о Борне это в какой-то степени кино о супергерое, ведь ключевая черта Джейсона Борна в том, что он прекрасно разбирается во всем на свете. Это же отличительная черта супергероя! Но Борн имеет представление и о другой суперсиле, которой он, собственно говоря, противостоит — власти всевозможных институций. И в этом смысле он как раз обычный гражданин.

— И в чем, по-вашему, его центральный конфликт как гражданина?

— Борна мучит память о том, что он делал, находясь на секретной службе. И именно эти муки совести — та точка, через которую я вхожу в роль и которая позволяет публике почувствовать эмпатию к Борну. Где-то глубоко внутри он очень цельный тип. В противоположность Джеймсу Бонду. Потому что Бонд исходно был задуман как шуточный персонаж, который убивает шутя, а потом идет пить мартини. 16 лет назад, когда мы встретились с Дагом Лайманом (режиссер первого фильма о Джейсоне Борне), он сказал мне: "Я не могу соотносить себя с Бондом. Это слишком несерьезно. Поэтому я чувствую, что тут есть свободная ниша и мы можем заполнить ее, придумав шпиона, который как-то соответствовал бы представлениям людей нашего поколения о реальности".

— И в результате фильмы о Борне оказались настолько адекватными своему времени, что изменили весь подход к жанру шпионского фильма — в конце концов и бондиана не избежала их влияния. Как в такой ситуации можно сделать что-то новое, сохраняя при этом свою узнаваемую стилистику?

— Хороший вопрос. Это как раз то, что мы бесконечно обсуждали с Гринграссом: как сделать героя адекватным современности? Как не дать ему устареть? И как в то же время не перегнуть палку и оставить Борна узнаваемым, как остаться в рамках стиля и традиций всей франшизы? Да, эстетика первых "Борнов" настолько часто и повсеместно копировалась, что мы уже сами не считаем ее исключительно своей (смеется), вся эта грязная, почти документальная съемка ручной камерой стала уже общим местом. Мы бы с удовольствием полностью поменяли визуальный стиль "Борна", но тогда это был бы уже не совсем "Борн". Короче, мы очень много об этом говорили. И Пол придумал такой ход — "новым" будет Алисия Викандер, ее героиня, и весь тот политический контекст, который она с собой несет,— война в киберпространстве, кибербезопасность, дистанционная война, которая ведется с помощью спутников и дронов, все вот это. Плюс новое лицо. И молодое! Причем не единственное, у нас три новых персонажа, их играют лучшие актеры, которых мы могли получить. И благодаря этим свежим лицам, я надеюсь, действие фильма воспринимается как происходящее прямо сейчас.

Борн не доверяет ни правительству, ни антиправительственным силам, ни бизнесу. Анархист ли он?.. Не знаю, но он не пойдет на сотрудничество ни с одной системой

— Забавно, что по логике стандартного голливудского фильма героиня Викандер должна была бы стать новой девушкой Борна или хотя бы предметом его романтического интереса. Но Борну что-то совсем не везет с женщинами — в прошлом фильме убили героиню Франки Потенте, в этом его личная жизнь тоже не складывается по разным сюжетным причинам. Почему Борну так не везет с женщинами?

— Если мы снова посмотрим на Бонда, который долгое время был стандартом героя-шпиона, мы увидим серийного мизогиниста, который хочет затащить в постель все, что движется. Борн же — полная противоположность этому типу. Он как бы серийно моногамный персонаж. В прошлых двух фильмах Борн сильно любил героиню Франки Потенте, но она погибла. Теперь он глубоко травмирован этой потерей, настолько, что вы в ближайшее время вряд ли увидите Борна, озирающимся вокруг в поисках новой женщины. Может быть, когда-нибудь в будущем он и найдет в себе силы для новых отношений, ведь серьезные отношения требуют серьезных душевных инвестиций. Но в этом фильме он измучен, душевно покалечен, опустошен. Ему тут не до любви. А героиня Алисии Викандер, с которой герой должен был бы закрутить роман по логике все той же бондианы, работает на ЦРУ, конечно, Борн ей тотально не доверяет, какая тут романтика.

Антагонисты Борна постоянно жонглируют словом "патриотизм", и все гадают, остался ли Борн патриотом или нет. А вы как считаете: Борн, разочаровавшись в конкретном руководстве ЦРУ, по-прежнему мыслит в таких категориях или он стал настоящим анархистом?

— Борн не доверяет никаким институциям: ни правительственным, ни антиправительственным (в фильме есть персонаж, похожий на Ассанжа, который предлагает Борну присоединиться к такому как бы хакерскому интернационалу), ни большому бизнесу. Не знаю, можно ли назвать его анархистом, но он явно никогда не пойдет на сотрудничество ни с одной системой. Никогда!

— Голливудское жанровое кино часто базируется на классических сюжетных схемах, использует каноническую трехактную структуру и заимствует, осовременивая, героев из античной и классической литературы. Есть ли у Борна какие-то прототипы среди героев Шекспира или, скажем, античной трагедии?

— Все фильмы о Борне — это, по сути, все тот же сюжет о блудном сыне, который возвращается домой и испытывает разочарование в отце. В каждом из фильмов, в третьем акте, есть сцена, где я бросаю вызов отцовской фигуре. И этот фильм не исключение. Но что мы захотели поменять во всей этой схеме, так это отношение Борна к этому навязчивому сценарию. Здесь герой, наконец, понимает, что был вовлечен во всю эту шпионскую историю против своей воли. Теперь он может проанализировать всю полученную информацию и жить с новым знанием, с новым пониманием себя. Борну открыта Большая Правда, он вернулся с холода — на этом мы с ним и расстаемся. Пока.

Беседовал Василий Корецкий


Досье

Предыстория Борна

История про Борна из простой шпионской со временем превратилась в психологическую: это доставляет зрителям дополнительное удовольствие, но и всякий раз усложняет задачу авторам

Родители Борна

В 1980 году писатель Роберт Ладлэм написал первую книгу про Борна — "Идентификация Борна". Так в литературу вошел новый суперагент — Джейсон Борн. В течение 10 лет выходят еще две книги: "Превосходство Борна" и "Ультиматум Борна". Четвертая книга, "Возвращение Борна", вышла спустя 14 лет в соавторстве с Эриком Ван Ластбадером, который заканчивал роман после смерти Ладлэма в 2001 году. Спустя три года Ван Ластбадер решает стать продолжателем дела Ладлэма и выпускает новую часть — "Предательство Борна". После этого каждый год выходит по одной новой книге, сейчас их 12.

Кино про Борна

Первый фильм про Борна вышел в 1988 году — "Тайна личности Борна" (режиссер Роджер Янг), Борна сыграл Ричард Чемберлен. Раскрыть тайну собственной личности — фильм тоже об этом, но в конечном счете все заканчивается победой героя. Тема "чужой среди своих" типична для боевиков того времени, вспомним, например, знаменитого "Профессионала" (1981) с Бельмондо в главной роли. Но все же первый фильм про Борна не стал ни культовым, ни знаменитым. Романы Ладлэма намного опередили время: только спустя 14 лет, с началом "всеобщей прозрачности" сюжет про Борна пережил второе рождение.

Экзистенциализм Борна

Успех первых трех фильмов про Борна (2002, 2004, 2007) во многом связан с Мэттом Деймоном в главной роли. В "Эволюции Борна" (2012, режиссер Тони Гилрой) Деймон отказался сниматься, от Борна осталось только имя в названии; это спин-офф серии — параллельная история, в роли агента Кросса — Джереми Реннер. Однако история в целом стала качественным усложнением темы "секретного агента". Шпионская история превратилась в экзистенциальную: вопрос "Кто я?" порождает вопросы "Что такое государство? Интересы страны? Родина?", то есть Борном сегодня может почувствовать себя каждый.

Подготовил Михаил Серафимов


Вся лента