Путешествие на край света
Александра Борзова оценила камчатское гостеприимство
20 августа на Камчатке состоялся День вулканов — праздник для путешественников и любителей природы. Пройти туристическими тропами от побережья Тихого океана до Авачинской вершины и оценить готовность полуострова принимать гостей смогла корреспондент "Огонька"
Гостеприимство Камчатки начинается еще в воздухе.
— Да вы садитесь к окошку,— настаивает 35-летний рыбак многотонного траулера Сашок.— Вы же гость, вам непременно надо увидеть наш край свысока. Вон Авачинская бухта — сюда может поместиться весь мировой флот, такая она большая. А вон — три домашних вулкана: Корякский, Козельский и Авачинский.
Самолет делает вираж, заходит на глиссаду в Елизово. Поток пассажиров устремляется в похожее на ангар строение — это зал прилета. Еще месяц назад не было и такого: сотни прилетевших толпились у куцей багажной ленты в помещении, куда и 30 человек могли войти с трудом. Те, кто не втиснулся внутрь, в любую погоду должны были ждать своей очереди прямо под открытым небом. Приобщение к красотам Камчатки начиналось таким боевым крещением. Теперь возвели временный павильон, способный пропускать 400 человек в час. Конечно, он не сможет вместить всех желающих: можно было бы приглашать в край на порядок больше туристов — о Камчатке в мире знают и многие мечтают ее посетить. Но отсутствие приличного аэропорта и морского вокзала, способного принимать круизные лайнеры, пока что не дает такой возможности.
В аэропорту людно: россияне и иностранцы прилетают на День вулкана, который проходит в этом году на Авачинском склоне,— так край развивает событийный туризм. "Это праздник, которому нет аналогов в России и даже, пожалуй, в мире",— замечает руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворк Шхиян. Мы стоим у подножия вулкана, куда стекаются многочисленные автомобили с туристами. Часто приезжают на вахтовках — высоких проходимых ГАЗ-66, в народе именуемых "Шишигами". Местные жители шутят, что на Камчатке нет дорог, а только направления. Вот и приходится "Шишигам" пробираться к вулканам по руслам сухих речек, которые наполнятся лишь по весне.
Геворк Цолакович закуривает и продолжает: "Мы стараемся развивать на Камчатке туризм, но только с двумя условиями: заботимся о безопасности людей и охраняем природу". Будто в доказательство этих слов глава агентства по туризму Камчатки достает карманную пепельницу — чтобы даже пеплом не загрязнять Авачинский склон.
Камчатка, прежде недоступная и закрытая, невероятно далекая и дорогая (одни билеты могли стоить около 100 тысяч рублей), вдруг пополнила список туристических предпочтений россиян. Покорить вулканы и вкусить икры жаждали многие и давно. Но если еще пять лет назад эти удовольствия были доступны лишь очень обеспеченным путешественникам, то теперь они стали по карману и среднему классу. По подсчетам агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, поток гостей за последние годы вырос в три раза: в прошлом году полуостров принял более 180 тысяч. Цифра продолжает расти — этому способствует и возросшая дороговизна зарубежного отдыха, и проснувшийся у сограждан интерес к внутреннему туризму. А главное — основной перевозчик между Москвой и Петропавловском — "Аэрофлот" — ввел систему плоских тарифов, и теперь билеты в оба конца между Камчаткой и столицей стоят около 20 тысяч рублей, если покупать их заранее.
Правда, правительство Камчатского края подчеркивает, что здесь ждут людей, бережно относящихся к природе. Главным регулятором туристического потока является сохранение природы. Взять тот же День вулкана: раньше на него собиралось до 5 тысяч человек. Но экологи забили тревогу — территория не могла безболезненно выдержать одновременного прибытия такого количества людей. В этом году к Аваче, как зовут вулкан местные, приехало комфортное число гостей — всего около тысячи человек. Остальные были мудро распределены по другим достопримечательным местам края. Правда, вполне возможно, что не всех приезжих устроили бы условия размещения под вулканом: в крошечных фанерных домиках можно поселить по 4 человека в комнатушке, на двух двухэтажных кроватях. Условия походные.
По дороге к облакам Авачи
По каменистой тропе, состоящей из валунов, вулканического шлака и песка, поднимаются сотни туристов. Среди них есть как профессиональные спортсмены, за полтора часа буквально взлетающие к 2751-метровой вершине, так и пенсионеры, молодые родители с детьми и даже собачники с питомцами. Надежды экологов оправдались: из-за снижения количества людей маршрут стал чистым и аккуратным. Редко встретишь оброненный кем-то окурок или обертку от конфеты.
Группа французов узнала о Камчатке из настольной игры и так заинтересовалась, что решила посетить это место по-настоящему. А вот Вера Волкова, в прошлом учитель географии в екатеринбургской школе, о полуострове не только знала почти все, но и страстно мечтала на него попасть. "Путешествие вышло дороже, чем я планировала,— признается Вера.— Но это даже хорошо: туристов меньше и можно ощутить практически нетронутую красоту Камчатки".
Шестилетняя Катюша поначалу часто оскальзывается, но это ее не смущает. "Тяжело в учении — легко в бою!" — бодро заявляет девочка и тянет папу в гору, 5 часов спустя они дойдут до отметки в 2 тысячи метров. Константин Глазычев, отец Кати, работает в Санкт-Петербургском театре кукол. "Я родился на Камчатке, но уже 15 лет здесь не был,— признается он.— Мне очень не хватало ее силы, биения ее сердца".
"Доллар и евро подорожали вдвое — неделю за границей не проживешь,— возмущается Илья Андреев из Тюмени.— С Турцией то дружим, то не дружим..." Из-под его ботинок сбегают непослушные камушки. До вершины Авачинского вулкана идти еще 700 метров — самые сложные. В этом году Илья, как и сотни тысяч соотечественников, предпочел внутренний туризм внешнему.
Одни направления
На Камчатке действительно есть что посмотреть. На вертолете летают к Долине гейзеров и Курильскому озеру, недоступным другому транспорту. Вертолетный перевозчик "Витязь-Аэро" расширяет свой флот винтокрылых машин — сегодня их уже 25. Машины покупают хоть и не новые (они стоят от полумиллиарда рублей), но в очень хорошем состоянии. Есть даже вертолет, на котором летал Горбачев. "С подорожанием Европы и закрытием Турции пассажирооборот с позапрошлого года у нас вырос втрое — до 30 тысяч в год,— отмечает Алексей Хазов, председатель наблюдательного совета авиакомпании "Витязь-Аэро",— мы развиваемся, хотя в условиях Крайнего Севера это очень сложно".
Без вертолетов на Камчатке не обойтись: до многих отдаленных районов иначе просто не добраться. Красивейшее Курильское озеро, куда заходит лосось из Охотского моря, доступно только с воздуха или моря. Во время нереста сюда приходят охотиться десятки диких медведей, за которыми путешественники могут понаблюдать с расстояния всего нескольких метров. "Я не верил, что такое возможно хоть где-то в мире,— признается турист из Китая Динг Хао,— а тут, на Курильском озере, я вижу одновременно 10 медведей! И медведиц с малышами, и матерого одиночку, которого охранники парка прозвали Казанова".
Посмотреть, как дикие медведи ловят рыбу,— удовольствие редкое. Можно и самим порыбачить на Камчатке на чавычу или кижуча или подняться на дымящийся вулкан
Правда, справедливости ради добавим: вертолетные экскурсии что на Курильское озеро, что в Долину гейзеров — очень солидная прибавка к стоимости отдыха. Однодневный тур на человека стоит примерно 30 тысяч рублей и альтернативного транспорта, кроме вертолета, на этих направлениях нет.
А готова ли Камчатка?
Действительно, посмотреть, как дикие медведи ловят рыбу,— удовольствие редкое. Можно и самим порыбачить на Камчатке на чавычу или кижуча или подняться на дымящийся вулкан, искупаться в термальных источниках, сходить на яхте в Тихий океан. Однако Камчатка оказалась не во всем готова к наплыву туристов, тем более иностранных, привыкших к сервису и комфорту. Инфраструктура туристических маршрутов до сих пор достаточно слабая.
Летом, в разгар туристического сезона, разместиться в отеле большая проблема. Из-за такой сезонной востребованности жилья в Петропавловске-Камчатском даже стали появляться посуточные квартиры — явление, больше характерное для южных районов страны. Нужны новые гостиницы, уверены туроператоры. Однако не все так просто. "Даже если правительство края выделит деньги и в Петропавловске-Камчатском появятся новые отели, это не разрешит ситуацию,— утверждает хозяин небольшой частной гостиницы "Начальник Камчатки" Антон Старицын.— Зимой, когда поток туристов сильно спадет, выжить трудно будет всем отелям. Но особенно тяжело большим гостиницам: им дорого и нецелесообразно отапливать пустые этажи". Вместе с тем как минимум одна крупная стройка в центре города уже ведется. За строительством шестиэтажного люксового отеля, говорят, стоит камчатский рыбный бизнес. Открыться гостиница должна уже в следующем году.
Есть вопросы и к комфорту: далеко не всегда уровень услуг будет соответствовать ожиданиям пусть даже не избалованных туристов. Некоторые базы вполне соответствуют европейскому уровню и позволяют приятно провести время. Там есть новенькие бассейны с подводным массажем, опрятные душевые, непромокаемая сменная обувь напрокат, рестораны. Но так обстоят дела не везде: во многих местах советское прошлое еще не пережито — им веет и от бетонных сооружений, и иногда от местного персонала. Заботиться о путешественниках на Камчатке стали совсем недавно: продумывать и оборудовать экотропы, издавать информационные буклеты, создавать разнообразные туры и продавать интересные сувениры. Поэтому не все еще отлажено и подстроено под нужды приезжающих. К сожалению, искреннее радушие и гостеприимство, с которым местные жители относятся к каждому приезжающему, пока что не везде трансформировалось в приличный сервис и предоставление элементарных услуг. Но будем надеяться, что скоро полуостров и этому научится. Ведь и люди, и природа здесь выше всяких похвал. Энергия Камчатки проникает в сердца ее гостей и остается там надолго.