Фильм о ядерной войне
Направление
Подражанием "Ночи без милосердия" кажется "Генерал и маргаритки" (1963) Михаила Чиаурели, полуопального отца киносталинианы: восхитительно нелепая история бесприютного поляка-эмигранта, которого натовские реваншисты втемную используют для атомной провокации. Судьбы человечества в руках журналиста, которым ЦРУ манипулируют, используя его горький опыт военнопленного (как и в "Ночи"), в "Четвертом" (1972) Александра Столпера. Но по большому счету советское кино избегало темы ядерной катастрофы. Только в финале фильма Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975) показана выжженная пустыня будущего, где уцелевшие прячутся в подземных бункерах. Потому-то "Письма мертвого человека" (1986) Константина Лопушанского о моральных терзаниях вымирающего интеллигента среди радиоактивных руин показались несомненным симптомом "гласности".