На всякий системный случай
ОАО РЖД субсидий не просит, но может их получить
Минэкономики пообещало ОАО РЖД индексацию тарифов на 2017 год в 4,5% и проявило готовность обсудить с монополией субсидии из бюджета. Эта щедрость выглядит неожиданной: по данным "Ъ", после ухода Владимира Якунина из монополии никаких субсидий от правительства она больше не просила. Но, как объясняют источники "Ъ", у ОАО РЖД сохранится возможность попросить субсидии или другую госпомощь, если независимый аудит компании покажет системные проблемы или резко ухудшится экономическая ситуация. Эксперты и участники рынка считают, что рост тарифа в 4,5% будет для ОАО РЖД "очень жестким", и ожидают, что компании придется идти на агрессивные меры экономии.
Рост тарифа на грузоперевозки ОАО РЖД в 2017 году может составить 4,5%, сообщил вчера замглавы Минэкономики Николай Подгузов. По его словам, окончательно с решениями министерство "выйдет в районе сентября". Также, добавил чиновник, обсуждается вопрос предоставления субсидий ОАО РЖД из бюджета при индексации тарифа.
Помимо средств, которые ОАО РЖД получает как исполнитель госпрограмм или в виде целевых вливаний из Фонда национальной безопасности, до 2015 года монополия неизменно просила субсидии для компенсации убытков из-за недостаточно высоких тарифов. От этого прошлой осенью отказался новый глава ОАО РЖД Олег Белозеров. При Владимире Якунине в монополии оценивали, что в 2016 году безубыточность достигается при индексации тарифа в 17,7%, а при меньшей (7,5-15,7%) нужно 26-130 млрд руб. госсубсидий. Но в итоге бюджет денег не дал, а индексация была установлена в 9%, но при условии, что за счет тарифного коридора (право компании поднимать на 13,4% или уменьшать на 12,8% для разных типов грузов тариф ФАС) итоговый рост составит всего 7,5%.
В ОАО РЖД не комментируют заявления господина Подгузова.
В мае Олег Белозеров уверял, что компания не будет просить субсидий. Источник "Ъ", близкий к монополии, сообщил, что субсидии она действительно не запрашивает, это подтверждает и собеседник "Ъ" в правительстве. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что вопрос субсидий может быть рассмотрен после реализации мероприятий плана действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития в 2016 году. Как поясняет источник "Ъ", знакомый с ситуацией, этот план предусматривает независимый аудит издержек ОАО РЖД, который должен показать потенциальные резервы экономии, чего можно достичь "за счет нивелирования системных источников их роста". Компания не нуждается в бюджетных вливаниях, полагает он, но при негативных тенденциях грузооборота вопрос субсидий может быть поднят.
Источник среди грузоотправителей считает, что индексация на 4,5% соответствует пятилетней долгосрочной модели ФСТ-ФАС. По его словам, в 2016 году от индексации на 9% не выиграли ни монополия, ни большинство грузоотправителей, так как скидки к тарифу получили только отдельные компании. Собеседник "Ъ" считает возможным повысить доход ОАО РЖД за счет улучшения качества услуг, например за скорость: "Сейчас эффект от роста оборачиваемости вагонов получают операторы, у которых доходность в 2016 году выросла с 500 руб. до 800 руб. в сутки".
В "Уралкалии" заявили, что компания поддерживает ограничение роста тарифов монополий и для развития экономики "целесообразно рассматривать полное замораживание тарифов ОАО РЖД на несколько лет". В "Русале" одобрили стремление Минэкономики ограничить рост тарифов 4,5%, но считают, что однозначно оценить экономические последствия решения сложно, так как "не принята концепция нового прейскуранта 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД.— "Ъ")", принять его нужно до конца 2017 года. Но, по данным источника "Ъ", уже решено перенести принятие прейскуранта на 2020 год.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что 4,5% — очень жесткий уровень для ОАО РЖД, рост цен и тарифов на основные компоненты затрат монополии в 2017 году будет выше, что потребует агрессивных мер оптимизации. Но, по мнению эксперта, есть потенциал сохранения тенденции возврата на железнодорожный транспорт строительных и нефтеналивных грузов — из-за ухудшения состояния внутренних водных путей и повышения скорости и надежности перевозок на Северо-Кавказской железной дороге.