The New Yorker: Deutsche Bank проводил «зеркальные сделки» в интересах чеченцев
Московский офис Deutsche Bank проводил «зеркальные сделки» в пользу выходцев из Чечни «со связями в Кремле», пишет The New Yorker. Как сообщает автор материала Эд Сизара со ссылкой на источник, эти сделки проводились для того, чтобы «экспатриировать деньги»: российская и офшорная компании принадлежали одному лицу, поэтому операции, с первого взгляда казавшиеся обычными, преследовали цель «превратить» рубли в спрятанные за пределами России доллары. Клиенты, связанные с сделками, пришли через российского менеджера Сергея Суверова в 2011 году. Их интересы представлял брокер Игорь Волков. Сделки по его запросу проводили трейдеры Дина Максутова и Георгий Бузник, их начальником был американец Тим Уизвелл. О сделках знали некоторые сотрудники лондонского офиса, отмечает издание. По словам четырех работников московского отделения, обсуждения сделок всегда проходили открыто.
Издание приводит схему сделки: изначально представляемые Игорем Волковым фонды размещали заказы на бумаги фондового рынка, после чего брокер просил Deutsche Bank осуществить две операции — от имени российской фирмы и от лица зарегистрированной в офшоре компании. В первом случае он покупал за рубли акции российских компаний, во втором продавал купленные активы в Лондоне за доллары, фунты и евро. Как правило, стоимость сделки составляла около $10 млн. При этом источник издания не подтвердил предположения агентства Bloomberg, которое сообщало, что такие сделки могли осуществляться в интересах Аркадия и Бориса Ротенбергов. Сама схема была придумана другими российскими банками еще в 2000-х с целью снижения налогов для импортеров.
Сергей Суверов сейчас работает в «БК-Сбережения». Он заявил газете «Ведомости», что у банка не было вопросов к его работе. Также он сказал, что не знает, кто такой Игорь Волков. «У Deutsche Bank было много российских клиентов. Некоторые действительно обращались ко мне. Они приходили с обычной просьбой — проводить операции по покупке и продаже ценных бумаг. Все эти сделки были согласованы клиентским комитет и комплаенс-службой. На тот момент эти клиенты и их операции никаких вопросов не вызывали»,— сказал он. Как отмечает The New Yorker, его в нарушениях не обвиняли.
Расследование Deutsche Bank в отношении московского подразделения по подозрению в отмывании денег началось в мае 2015 года. Осенью расследование было расширено: одного из высокопоставленных сотрудников в России проверяли на предмет получения взятки. Как пишет The New Yorker, Тим Уизвелл, Дина Максутова и Георгий Бузник были отстранены. В сентябре 2015 года Deutsche Bank объявил, что намерен оптимизировать свой российский филиал и закрыть отдел корпоративного финансирования и торговли ценными бумагами.
Также прошлой осенью Deutsche Bank AG сообщил о беспрецедентных перестановках в руководстве и «полномасштабной организационной реструктуризации и реорганизации». Эксперты назвали это следствием усилий нового согендиректора банка Джона Крайана по реформированию банка после целой череды скандалов.
Подробнее о перестановках в банке читайте в материале «Ъ» «Революция в Deutsche Bank».