«Факт возникновения допингового скандала — очевидная вина государства»
Все допинг-пробы российских спортсменов, сделанные на Играх в Рио, отрицательные, заявил агентству Р-Спорт глава российской делегации на Олимпиаде Игорь Казиков. Российские атлеты справились с трудностями из-за допинг-скандала без помощи властей, отметил журналист Андрей Галиев.
Эту Олимпиаду я смотрел больше обычного. Наверное, отчасти из-за разницы во времени и удобного для меня вечерне-ночного графика. А отчасти — из-за желания увидеть, как выступят наши спортсмены, подготовка многих из которых была если не сорвана, то уж точно сильно затруднена в результате так называемого допингового скандала.
И не мог отделаться от мысли о том, что самые сильные стороны российского характера проявляются тогда, когда его носители рассчитывают только на себя и своих товарищей. Выражаясь бытовым языком, не надеются «на дядю», то есть, государство, в наших условиях.
Сам по себе факт возникновения допингового скандала и всех его последствий – это очевидная вина нашего государства, в частности, системы администрирования спорта в нашей стране. Можно сколь угодно долго рассуждать о международном заговоре, но, даже если предположить, что он имел место, стоит признать, что наше государство оказалось к нему не готовым. А должно было бы, это прямая государственная задача.
Невеселый парадокс заключается в том, что ситуация, в которой государство просто «пасует», говорит «вы тут теперь как-нибудь сами», еще не самая худшая. Собственно, четвертое место в олимпийском медальном зачете об этом и свидетельствует. Зачастую хуже, когда оно упорствует в своем желании везде присутствовать, все контролировать и регулировать. И это, разумеется, относится не только к спорту.
Например, наш «дядя» пока никак не склонен к самоограничению в экономике и социальной сфере: сам устанавливает правила, сам по ним играет, часто – с собой же. Результат известен: торможение экономического роста, начавшееся еще на пике нефтяных цен, и невозможность текущими доходами закрывать социальные обязательства. При этом все попытки мелких и средних бизнесменов внести свой вклад в экономику, условно говоря, спокойно погоняв в футбол у себя во дворе, с негодованием пресекаются: государство, дескать, лучше знает, какого размера должно быть поле, какой формы – мяч.
Даже отечественным спортивным чиновникам не приходит в голову самим выскакивать на борцовский или гимнастический ковер и показывать лучшие броски или пируэты. Может быть, стоит начать так же относиться к предпринимателям, не дожидаясь банкротства социально-экономической политики? Глядишь, и здесь медали пойдут.