Вице-президент вместо проповедника
Джозеф Байден должен добиться того, чтобы Турция забыла про Фетхуллаха Гюлена
Вице-президент США Джозеф Байден сегодня прибывает в Турцию с визитом, который определит характер отношений Анкары и Вашингтона на финальном этапе правления президента Барака Обамы. Перед ним стоит непростая задача: попытаться вернуть былое партнерство с Турцией, после неудавшегося июльского путча пересматривающей свою политику по отношению к Западу и поворачивающуюся к России и другим державам незападного мира. Исход миссии Джо Байдена будет зависеть от того, сумеют ли стороны договориться о судьбе опального исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, выдачи которого добивается Анкара, а также о воюющих в Сирии курдских формированиях. США считают их своими союзниками, а Турция — непримиримыми противниками.
Визит Джозефа Байдена в Турцию пройдет через пять недель после попытки госпереворота 16 июля, которая отбросила отношения двух стратегических союзников — Вашингтона и Анкары — к низшей точке за последние десятилетия.
Трещина в этих отношениях возникла, после того как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вначале не получил от США четкой и недвусмысленной поддержки в момент противостояния с путчистами, а затем так и не добился выдачи живущего в Пенсильвании опального исламского богослова Фетхуллаха Гюлена. Анкара считает господина Гюлена организатором попытки переворота и настаивает на том, что его экстрадицией на родину США докажут свою приверженность союзническим отношениям с Турцией.
В свою очередь, официальные лица в США до последнего времени не только давали понять, что не видят оснований для выдачи господина Гюлена, но и всячески демонстрировали озабоченность развернутыми в Турции масштабными чистками, считая их наступлением на демократические права и свободы.
Для реанимации отношений с Анкарой, в последние недели начавшей сближение с Москвой, до визита Джо Байдена в турецкую столицу прибыла группа сотрудников Минюста и Госдепартамента США. В понедельник американская делегация провела переговоры со своими турецкими коллегами, которые передали запрос на экстрадицию Фетхуллаха Гюлена. "США по закону должны выдать Гюлена. Если этого не произойдет, значит, дружбу с Гюленом они предпочтут дружбе с Турцией",— пояснил турецкий министр юстиции Бекир Боздаг.
"У нас очень сильны антиамериканские настроения, все убеждены, что за попыткой переворота стоят определенные группировки в США,— заявил "Ъ" эксперт Университета экономики технологий ТОВВ в Анкаре Тогрул Исмаил.— Но очевидно и другое: Турция, не будучи сверхдержавой, не может себе позволить исключить США из своей внешнеполитической повестки. И руководство страны, и оппозиционные партии придают визиту вице-президента Байдена большое значение".
Первоначально визит в Анкару должен был нанести госсекретарь США Джон Керри, однако в администрации Барака Обамы в итоге решили поручить эту миссию именно Джозефу Байдену — не только искусному переговорщику, но и политическому тяжеловесу, правой руке президента США.
В свою очередь, господин Байден, перед поездкой в Анкару связавшийся по телефону с турецким премьером Бинали Йылдырымом, попытался уйти от необходимости прямого ответа на требования Турции. Взамен он предложил Анкаре помощь в расследовании обстоятельств попытки переворота, а также подтвердил важность стратегических отношений между двумя странами.
Опальный проповедник Гюлен — далеко не единственная причина конфликта между Анкарой и Вашингтоном. Еще один источник напряженности — сирийский кризис, в частности, острые разногласия по вопросу об отношении к курдским вооруженным формированиям, противостоящим "Исламскому государству" (ИГ; запрещено в РФ). В Анкаре категорически не приемлют той материальной поддержки, которую США оказывают "Отрядам народной самообороны". Турция около 30 лет ведет активную борьбу с этой курдской группировкой, которую считает террористической организацией, сирийским крылом Рабочей партии Курдистана. В Анкаре убеждены, что курды хотят создать собственное государство на севере Сирии вдоль турецкой границы и таким образом отделить Турцию от остального Ближнего Востока. В свою очередь, Вашингтон, по определению представителя Госдепартамента США Джона Кирби, видит в сирийских курдах "исключительно эффективных борцов с ИГ".
"Американцы стоят перед дилеммой: как сделать так, чтобы окончательно не потерять Турцию и при этом сохранить собственное лицо",— разъяснил "Ъ" трудность миссии Джозефа Байдена старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Надеин-Раевский. По мнению эксперта, отказываясь выдать Фетхуллаха Гюлена, США рискуют надолго ухудшить отношения с Анкарой, что приведет к ослаблению их позиций в регионе. В то же время гипотетическая выдача Гюлена нарушила бы подход к вопросу об экстрадиции, на которую США традиционно соглашаются очень неохотно.
Аналогичным образом Вашингтон не может пожертвовать и лояльными ему курдскими формированиями — одной из наиболее дееспособных сил в сирийской войне. Таким образом, в ходе визита в Анкару Джозеф Байден будет иметь ограниченное поле для маневра, что не сулит прорыва в отношениях в двух стран.
Трудность задачи, как пояснил "Ъ" Виктор Надеин-Раевский, состоит еще и в том, что "на кону престиж Демократической партии США на финальном этапе президентской гонки: если президент Обама уступит Анкаре, он подорвет авторитет своей партии в глазах американцев".