Эстетика требует жертв
"Служанка" в российском прокате
Премьера кино
Завтра в прокат выходит эстетская лесбийская драма "Служанка", которую снял корейский режиссер Пак Чхан Ук. Почему на этот смелый эротический фильм об отношениях леди и ее прислужницы, вошедший в основной конкурс Каннского кинофестиваля нынешнего года, стоит бежать со всех ног, рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
Мастер стилизаций Пак Чхан Ук по-своему интерпретирует роман "Fingersmith" британской писательницы Сары Уотерс и переносит действие из викторианской Англии в Корею 1930-х годов. Он укладывает повествование в три части, начиная с истории, увиденной глазами юной кореянки Сук Хи (Ким Тэ Ли), родившейся в семье потомственных воров-карманников. По настоянию местного смазливого "авторитета", графа-самозванца Фудзивары, который хочет жениться на богачке, а потом сплавить ее в дурдом, Сук Хи становится двойным агентом — она поступает на работу служанкой к жертве, в японский аристократический дом к загадочной леди Хидеко (Ким Мин Хи), и начинает обрабатывать ее, следуя коварному плану Фудзивары. Вторая часть истории рассказана от лица красивой госпожи Хидеко, а в заключении голоса леди и служанки объединяются, словно по законам музыкальной формы, в прекрасную фугу с мажорной терцией в финале. В интерьерах роскошного особняка (мадам любит Англию и Японию), выполненных в глубоких коричневых и зеленых тонах, расцветает лесбийский роман между Сук Хи и Хидеко, который ломает не только культурные и классовые табу, но и национальные. По итогам Русско-японской войны территория Кореи оказалась под японским управлением, многие богатые японцы нанимали себе корейскую прислугу, однако братание с местным населением в высших кругах аристократов-оккупантов не приветствовалось, а уж роман между японской госпожой и корейской служанкой был опасен вдвойне.
"Служанка" получилась тихим феминистским гимном, не лишенным мастерской иронии. Главные антагонисты в фильме Пак Чхан Ука — мужчины. Деспотичный дядя леди, отвратительный старикан-книголюб Кузуки, и охотник за приданым Фудзивара смотрят на героинь свысока — как на бездушные игрушки в прямом и переносном смысле. В одной из впечатляющих своей откровенностью сцен высокопоставленные мужчины во фраках приходят в библиотеку Кузуки на собрание закрытого литературного кружка, вот только в почете у них японская калька с де Сада в исполнении Хидеко в костюме гейши (при желании из этой части фильма вообще можно было сделать полноценный порноспектакль). "Замечательное сегодня было чтение",— благодарят посетители дядю, по-японски чинно и сдержанно, не подкопаешься (так что если в Стране восходящего солнца вас вдруг пригласят на чтения, заранее узнайте, о чем будет книга, чтобы потом не краснеть). Режиссер показывает, что, несмотря на несметное количество прочтенной "специализированной" литературы, собравшиеся теоретики — ущербные извращенцы, неспособные понять и прочувствовать женскую сексуальность, более того, даже не желающие задумываться о том, чего же хочет реальная женщина. При таком плачевном раскладе совсем неудивительно, что Сук Хи и Хидеко потянуло друг к другу.
В своей закрученной истории, которая начинается как азиатский "Грозовой перевал" с присущими готическому роману деталями, а затем превращается в тугой эротический триллер, режиссер слил воедино безумие, самоубийство, секс, вуайеризм и садомазохизм, не говоря уже об осьминоге — фрейдистском символе подсознания, который здесь несколько раз появляется в качестве цитаты из его же "Олдбоя". Одними из первых заключить историю лесбийской любви в оболочку детективной эротики, кстати, придумали сестры Вачовски, когда, еще будучи братьями, сняли в 1996 году неонуар "Связь". Его корейским ремейком в какой-то степени и оборачивается "Служанка".
Камера Чун Хун Чуна, оператора-постановщика почти всех фильмов корейского режиссера, сладострастно скользит по изумительной мебельной обивке, тончайшему кружеву, зеркалам из хризолитов в филигранной оправе, нежнейшим соскам девушек, а затем раскованно оказывается между ног леди. С каждой последующей, потрясающе прописанной мизансценой фильм становится все более изощренным, а идет он без малого три часа. В Сингапуре, например, "Служанка" вышла в прокат с дополнительными, очень жаркими моментами, получив рейтинг R21. При этом фильм визуально богат не только чувственными сценами — буквально все здесь, от дивных одеяний и гобеленов до природных ландшафтов, заслуживает внимания и дарит зрителю эстетическое блаженство. Это особенно интересно в свете фактов из биографии режиссера — Пак Чхан Ук на заре своей карьеры в университете так и не смог основательно изучить эстетику как предмет, ради которого он, собственно, и поступал. Теперь же именно в этом предмете равных ему почти нет.