Никола Саркози выбрал выборы
Экс-президент Франции представил планы на будущее
На полки французских магазинов сегодня поступит книга экс-президента Никола Саркози "Все для Франции", в которой политик заявляет: он готов побороться за пост главы государства на выборах 2017 года. Чем нынешняя предвыборная программа, изложенная в книге, отличается от прошлой и что именно готов предложить французам господин Саркози, пытался разобраться парижский корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Экс-президент стал экс-председателем: чтобы выйти на старт президентской гонки, Никола Саркози вчера оставил пост председателя правоцентристской партии "Республиканцы", передав руководство своему заместителю Лорану Вокье. Впрочем, пока что речь не идет об официальной кандидатуре на пост президента — для этого господину Саркози придется еще выиграть внутрипартийные праймериз. Срок подачи заявок на них для правоцентристов истекает 9 сентября, и экс-президент вышел на внутренние выборы последним из 13 на данный момент кандидатов. Сделал это господин Саркози с большим тактическим мастерством — сегодня в продажу поступит его книга "Все для Франции", и в течение нескольких недель политик будет появляться на страницах газет и в телеэфире.
Это уже вторая книга, представленная экс-президентом в 2016 году. В своей предыдущей книге "С Францией — на всю жизнь" ("Ъ" планирует в сентябре выпустить ее на русском языке) господин Саркози объяснил, зачем он вернулся в политику, в новой — зачем намерен вновь баллотироваться в президенты. Книга-программа построена так, чтобы непременно вызвать полемику. Никола Саркози умело использует главное чувство, овладевшее сейчас французами. Это чувство — страх. Разные опасения — боязнь терроризма, межконфессиональной розни, преступности, безработицы, налогового давления, возможной экономической катастрофы — сливаются в одно ощущение неуверенности.
В качестве рецепта спасения экс-президент повторяет многие позиции своей предвыборной программы 2012 года (когда он не смог остаться на второй срок, проиграв Франсуа Олланду), как бы напоминая читателям, что выбор мог и должен был быть сделан в его пользу. А затем обостряет их настолько, что некоторым предложениям может позавидовать и крайне правый "Национальный фронт".
Страну наводнили иммигранты? Давайте отнимем у них право привозить во Францию семьи, потому что это автоматически увеличивает число приезжих. Гражданство получают люди, чуждые Франции? Увеличим испытательный срок с пяти до десяти лет и отменим право ребенка, рожденного во Франции иностранцами, получить в 18 лет французский паспорт. Укрепим границы и заключим новый шенгенский договор, который оставит право свободного перемещения по Европе только европейцам.
Никола Саркози не хочет "Франции, которая должна уступать своим собственным гостям", и не верит в возможности "счастливой интеграции", теорию "плавильного котла", где из сообщества наций вырабатывается новая позитивная национальная идентичность. Для господина Саркози основа идентичности должна быть только французской. В эпоху своей прежней кампании он говорил о главном критерии натурализации так: "нужно любить Францию", а если ты на это не способен, ты не сможешь стать французом.
Борьбу с исламистами следует ужесточить: все потенциальные террористы (так называемые фигуранты "досье S") должны быть изолированы от общества, надзор за ними должен быть усилен, а в том случае, если речь идет об иностранцах или лицах двойной национальности, они должны быть немедленно высланы из страны. Поскольку исламские террористы сейчас рекрутируются в кругах мелких преступников, Никола Саркози, вспомнив свои годы во главе МВД, хочет и здесь закрутить гайки. Возраст ответственности за преступления снизится до 16 лет. Не поздоровится и рецидивистам — после четвертой судимости их сроки будут прогрессивно увеличиваться.
Экс-президент хочет оздоровить экономику, развязать руки предпринимателям, дать людям право работать сверх 35 часов в неделю, не позволив им при этом годами отсиживаться на пособии по безработице. Он собирается на 10% сократить налоги — одни из самых высоких в Европе — и уменьшить госрасходы и число чиновников, также непропорционально большое.
О том, что у правых есть шанс сменить на президентском посту социалиста Франсуа Олланда, говорят многие эксперты, утверждая: французы хотят, чтобы на смену непопулярному Франсуа Олланду пришел сильный лидер. Вопрос лишь в том, кто это будет: Никола Саркози, его главный соперник среди республиканцев мэр Бордо Ален Жюппе или крайне правые во главе с Марин Ле Пен. В этих условиях может показаться, что Никола Саркози придерживается практически беспроигрышной стратегии — сдвигаться вправо, консолидируя голоса избирателей, симпатизирующих консервативному лагерю. Пусть все видят, что "Республиканцы" так же энергичны и не так радикальны, как крайне правый "Национальный фронт" Марин Ле Пен, и пусть из двух зол выберут меньшее.
В этой стратегии есть лишь одно слабое место: если и господин Саркози, и госпожа Ле Пен предлагают примерно одно и то же, зачем выбирать того, кто уже мог, но не сделал? Не лучше ли тогда испытать новую фигуру? Чтобы победить, Никола Саркози понадобятся не только слова и книги, но и некоторые политические альянсы. Едва ли мы увидим президента-республиканца и премьер-министра от "Национального фронта", но, возможно, речь зайдет о коалиционном правительстве всех тех, кто "любит Францию".