Из бонуса найдут исключение
Ритейлеры сохранят услуги для поставщиков
Участникам продовольственного рынка предложат создать систему, позволяющую ритейлерам продолжать и дальше оказывать услуги поставщикам без ограничения их стоимости 5% от цены поставки. К услугам, не подпадающим под это ограничение, могут отнести логистику или операции с упаковкой, которые станут считаться неотъемлемым условием поставки. Переход на такую систему на следующей неделе обсудят в Федеральной антимонопольной службе.
Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовили проект разъяснений по применению обновленного закона "О торговле". Как следует из документа (копия есть у "Ъ"), участникам рынка предложено разработать аналог правил Международной торговой палаты "Инкотермс-2010". По ним "комплекс действий, осуществляемых торговой сетью в интересах поставщика, следует считать не отдельными самостоятельными услугами, а неотъемлемыми элементами той или иной технологии продаж, применяемой торговой сетью". В этом случае поставщик не заказывает у торговой сети дополнительную услугу (логистика, маркетинг и др.), а выбирает ту или иную технологию продаж поставляемого товара, исходя из собственных коммерческих интересов. Все это отражается в договорах поставки или в дополнениях к ним.
В качестве примера Минпромторг и ФАС приводят ситуации, когда товар может быть отгружен ритейлеру со склада производителя — и тогда сеть берет на себя все расходы на логистику, или доставлен до определенного места с оплатой всех соответствующих расходов поставщиком: "Разные цены на товар при разных условиях поставки не могут считаться скидками, вознаграждением или встречной оплатой поставщиком тех или иных "услуг", так как эти "услуги" не являются самостоятельными предметами договорных отношений, а выступают составной частью определенных условий поставки (базис поставки)".
В Минпромторге не предоставили комментарий. В пресс-службе ФАС сообщили, что проект письма будет обсуждаться 30 августа в рамках заседания рабочей группы по разработке рекомендаций по предоставлению скидок на товар.
Создание системы унифицированных рекомендаций, аналогичных правилам "Инкотермс-2010", может свести на нет действие основных поправок, принятых к закону "О торговле", считает глава Коллегии адвокатов Владимира Постанюка Владимир Постанюк. Дополнительные услуги, оплачиваемые производителем в пользу ритейлера, приобретут характер условий поставки, что позволит обойти ограничения размера ретробонусов, отмечает господин Постанюк. Член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин согласен: в случае применения правил "Инкотермс-2010" положение о 5% может не работать. Он напомнил, что закон теперь прямо указывает, что цена логистики входит в этот процент.
Поправки к закону "О торговле", ограничивающие совокупный объем выплат ритейлерам, вступили в силу 15 июля. Сумма выплат не должна превышать 5% стоимости поставки для вновь заключаемых договоров (прежде только ретробонус мог быть 10%, другие выплаты не регламентировались). В этот процент входит премия за объем закупки, оплата логистики, рекламы и маркетинга.
Ассоциация компаний розничной торговли поддерживает разработку системы, аналогичной "Инкотермс", но ее детали еще будут обсуждаться, говорит глава объединения Илья Ломакин-Румянцев. Такие правила максимально точно определят, что такое поставленный товар, считает менеджер крупного ритейлера: "Например, товар, поставленный в транспортной упаковке, и товар, поставленный в розничной упаковке, это разные товары, которые имеют разную цену". Собеседник "Ъ" добавил, что разработка новой схемы нужна в связи переходом сетей только на фронт-маржу (работа только через розничную наценку), прежде многие нюансы решались через бэк-выплаты от поставщиков. О переходе только на фронт-маржу уже заявила X5 Retail Group. Вместо услуг по логистике ритейлер предложил поставщикам три варианта "чистой цены": самовывоз товара от производителя собственным автопарком сети, его доставка производителем в распредцентр или напрямую в магазин. Один из поставщиков не исключил, что такая же система заработает и в отношении маркетинговых или рекламных услуг.
В "Руспродсоюзе" и Рыбном союзе уже начали работать над рекомендациями по аналогу "Инкотермс". По мнению заместителя председателя правления "Руспродсоюза" Дмитрия Леонова, такая схема в целом реалистична и позволит обозначить единые подходы в работе для участников рынка. Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков поясняет, что стоимость товара меняется в зависимости от условий поставки, которые теперь ограничены законом. "Чтобы соответствовать ему, необходимо проработать все варианты цены, от которых впоследствии можно рассчитывать допустимый регулятором бонус",— добавил он.