Экспорт не вывозит
Челябинских бизнесменов научат продвигать свою продукцию за рубеж
Власти Челябинской области в 2017 году планируют создать региональный экспортный центр (РЭЦ), который займется образовательной деятельностью и поддержкой малого и среднего бизнеса (МСБ) для продвижения товаров за рубеж. Пока в регионе готовят к запуску курс для 60 представителей МСБ, которых обучат азам экспортной работы, а в дальнейшем помогут продвижению проектов. По данным участников рынка, малый бизнес на экспорт сейчас не работает, но челябинские компании заинтересованы иметь в штате специалиста по внешнеторговой деятельности. Главной проблемой выхода МСБ на международный рынок называют продвижение бренда и установление деловых контактов.
Региональный экспортный центр (РЭЦ) в Челябинской области будет создан в начале 2017 года. Как сообщил вчера вице-губернатора Руслан Гаттаров, учредителями РЭЦ предположительно станут минэконом РФ, Российский экспортный центр и Челябинская область в лице Фонда содействия кредитованию малого предпринимательства региона, которые будут вкладывать средства в новую структуру. Объем финансирования он назвать не смог. Перед стартом проекта, 14 сентября будут запущены образовательные курсы для предпринимателей. Слушателями станут представители 60 предприятий региона, которые должны подать заявки на обучение, заполнить анкету и написать эссе о том, какую продукцию планируют экспортировать, и чем она будет интересна за рубежом. После обучения часть проектов, представленных региональными компаниями, попадет в ротацию Российского экспортного центра, где сможет претендовать на доступ к страхованию экспортных рисков и пополнение оборотных средств. По словам господина Гаттарова, речь идет о несырьевом экспорте товаров и услуг. Затраты на обучение сотрудников челябинских компаний, по его оценкам, в год не превысят 1 млн руб. Для предприятий обучение будет бесплатным. Эффект, ожидаемый от обучения, — выход на экспортный рынок, прежде всего европейский, до десяти компаний.
Начальник департамента по работе с государственными и муниципальными органами АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области» Екатерина Сметанина сообщила, что начинающие компании-экспортеры будут обучать по нескольким модулям, включающим в себя маркетинг, деловые коммуникации, документооборот, таможенное дело и логистику. Вести занятия будут пять специалистов, которые прошли обучение в Российском экспортном центре. По данным госпожи Сметаниной, уже поступило более 50 заявок от предприятий, работающих в сферах сельского хозяйства, производства оборудования, IT-услуг и медицины. «Основное преимущество прохождения программы для компании — это появление в штате собственного специалиста по внешней экономической деятельности. Это, на наш взгляд, мотивирующий момент», — пояснила она. Ожидается, что после создания РЭЦ обучение будет проходить систематически.
Глава комитета по внешнеэкономической политике челябинского реготделения «Опоры России» Алексей Черкасов считает, что экспорт откроет предприятиям дополнительные рынки сбыта и позволит продавать продукцию по более высокой цене, поскольку некоторое производственное сырье в России дешевле. «Организация экспорта влечет увеличение производимой продукции. К тому же, для этого нужно получить международные сертификаты качества. В этих вопросах проблем нет. Есть проблема в продвижении бренда на международном рынке. В одиночку предпринимателю с этим не справиться: дорого обходится участие в выставках, компании сталкиваются с длительным переговорным процессом с потенциальными покупателями и партнерами. У крупного бизнеса на это достаточно финансовых ресурсов, а малому — это недоступно без помощи государства. Партнеры потребуют гарантии, что предприятие не разорится, что ему можно верить. Тут должны быть какие-то государственные поручения», — считает он. По его данным, малый бизнес региона на экспорт сейчас не работает.
По данным регионального минэка, внешнеторговый оборот области в первом полугодии 2016 года составил $1,822 млрд (81,3% к аналогичному периоду прошлого года), из них $1,4 млрд пришлось на экспорт крупных предприятий (84,4% к прошлому году). Приоритетом в экспорте остается черный и цветной металл (83% от общего объема экспорта области), товары народного потребления (6,1%), экспорт продукции машиностроения (5,9%).