Реванш рисовальщиков
Алексей Тарханов о выставке «Живопись после постмодернизма» в Брюсселе
В столице Бельгии открывается выставка "Painting After Postmodernism | Belgium — USA", которая может оказать на искусство такое же воздействие, как знаменитые выставки ХХ века, дававшие имена художественным течениям и выводившие на свет то, что давно существовало, но никем не было замечено
Автор выставки, американка Барбара Роуз, не только видела, но и обсуждала, и делала такие выставки. Историк искусств, музейный куратор, художественный журналист, она обладает удивительным даром убеждения, который позволяет ей обращаться к любой аудитории — от читательниц Vogue до читателей Art In America и Artforum. Но есть и более важное ее качество.
Художественные критики бывают разными. Есть среди них судьи и обвинители. Есть критики-соучастники. Она из таких. Как и всякий искусствовед, вошедший в близкое соседство с художниками (один из них, классик американского искусства Фрэнк Стелла, даже был ее мужем), Барбара Роуз всегда на их стороне.
Нынешняя выставка — попытка показать миру, что художники (в данном случае как пример взяты американцы и бельгийцы) не прекратили писать картины, изучать цвет и формы, заниматься живописной пластикой. Обойдя сотни мастерских, она обнаружила, что в обеих странах (а на самом деле едва ли не повсюду) существуют художники, оставшиеся верными заветам искусства ХХ века, экспрессионисткой и геометрической абстракции. Причем речь идет не только о художниках старшего поколения, которые не стали меняться в угоду конъюнктуре рынка, а о совсем молодых мастерах, которые тоже предпочли заниматься таким вызывающе немодным делом, как живопись.
Она категорически против баек о "смерти живописи", и когда ей говорят о том, что ее кончину предрекал еще Дюшан в 1916-м, ссылается на недавнюю выставку мастера в Центре Помпиду, убедительно показавшую, что тот был не в ладах с живописью — и ровно потому и поспешил с похоронами.
Барбара Роуз, конечно, не спешит с выводами: "Ни в коем случае выставка не представляет новое течение, "новую волну" или, того хуже, новую моду. Но она занимает место в ряду, обеспечивающем преемственность большой традиции",— говорит она.
Серьезно отнестись к проекту заставляет и личность другого автора — историка и теоретика искусства, галериста и коллекционера Роберто Поло. Когда специалисты слышат это имя, они вспоминают, например, что настоящее открытие французского XVIII века совершил во Франции именно он. Он начал пропагандировать Фрагонара, он подарил Лувру его "Поклонение пастухов". Поло знаменит тем, что всегда умеет увидеть то, что входит в моду, что было недооценено другими. Если он ставит на живопись, значит до смерти ей далеко.
"Эта выставка показывает, что сегодня существует новая живопись — неважно, фигуративная или абстрактная, в манере старых или новых мастеров,— говорит Роберто Поло.— В отличие от того, что делали художники постмодернизма, здесь не найдешь аллюзий и цитат из живописи прошлого. Художники предлагают новую концепцию живописного пространства, которое мы вполне можем описать как "космическое". Поэтому выставка адресована не только зрению, но и осязанию, которое отличает ее от всего существующего в неосязаемом виртуальном мире".
"Painting After Postmodernism" — не только попытка разобраться, почему живописи предпочли видеоарт, поп-арт, концептуальное искусство, минимализм (первооткрывателем, теоретиком и защитником которого была как раз Роуз). Это еще и каталог того, что делается в мире, но чего не хотят заметить сегодняшние критики и художественные журналы. Огромная выставка — 256 работ 16 художников подана как последовательность "персоналок", знакомящих и с авторами, и с их эволюцией.
Открытым остается вопрос, последняя ли это попытка реабилитации. Войдут ли в историю кураторы как люди, которые закрыли за собой дверь живописи, повесив ключи на гвоздик, или как те, кто открыли двери камер и выпустили художников, несправедливо обреченных на забвение.
Брюссель, Vanderborght и Cinema Galeries, с 15 сентября по 13 ноября