Парижский синдром
Карен Газарян о новых ювелирных коллекциях
Последняя парижская неделя высокой моды, состоявшаяся в первых числах июля, была важна для ювелиров. В эти дни проходили показы новых произведений haute joaillerie. Они запомнятся количеством и разнообразием участников, ошеломляющей красотой, мастерством и размахом коллекций, а еще тем, что в этом году большинство ювелирных домов сделали окончательный выбор в пользу недели моды. 11 из 14 ювелирных домов, в 2014-м принимавших участие в Биеннале антикваров, решили не выставляться на ней в 2016-м, таким образом став доступнее для поклонников haute couture — постоянных или потенциальных покупателей haute joaillerie.
Louis Vuitton, кольцо Blossom Merelani Tsavorite
Chanel, колье Brins de Printemps
Chanel, серьги Moisson d'Or
Louis Vuitton, колье Blossom Mandarin Garnet
Chanel, колье Moisson d'Or
Chanel, колье Brins de Printemps
Van Cleef & Arpels, брошь Bouquet d'Emeraudes
Dior, колье Chambre du Roi
Dior, колье Chambre du Roi
Piaget, часы Sunny Reflections
Chaumet, колье Firmanent Apollinien
Chaumet, колье Racines Clestes
Boucheron, браслет Plume de Paon
Piaget
Piaget, колье Sunny Crush
Само название новой коллекции Piaget — The Sunny Side of Life ("Солнечная сторона жизни") — говорит не только о смысле, но и об общем настроении работы лучших ювелиров мира. Безудержные летние вечеринки в Палм-Спрингсе и атмосфера неприкрытого гедонизма 1970-х, магическая красота калифорнийской природы в отблесках садящегося солнца, необыкновенно синяя вода в бассейнах и силуэты вечнозеленых агав — все это ювелиры постарались воплотить в коллекции из 140 украшений. В колье Sunny Crush из розового золота сочетание бриллиантов, красной шпинели и мозамбикского турмалина Параиба создают ощущение морского заката. В Piaget обладают особыми умениями вроде гравировки palace decor, придающей золоту матовую, даже шелковистую фактуру. Вспомнили здесь и о другом know-how — особом крупном плетении gold mesh, в технике которого выполнен браслет часов Sunny Reflections.
Две другие цветовые группы — оды буйной калифорнийской зелени и красоте розовых фламинго, которых в Палм-Спрингсе великое множество. И если пара колье Piaget Palm Sensation из белого золота с замбийскими и колумбийскими изумрудами в окружении пальмовых ветвей из бриллиантов изящны, но несколько холодны, то вещи с сочными розовыми мадагаскарскими сапфирами и розовыми турмалинами точь-в-точь перекликаются с ярким оперением фламинго. На их фоне чуть драматичнее выглядят украшения с камнями самых разных оттенков синего: от сапфиров и танзанитов до лазуритов и австралийских черных опалов.
Piaget продолжает начавшееся в прошлом году сотрудничество с художницей Нелли Сонье, возродившей технику маркетри из перьев. Вместе они создали четыре уникальных браслета — манжеты, украшенные миниатюрными цветными плюмажами.
Chanel
Chanel, кольцо Moisson d'Or
Природа была и остается главным источником идей, форм и материалов для ювелирных домов, конкурировать с которой не может никто. Необычной предстала в день презентаций Вандомская площадь. Место сосредоточения лучших ювелирных мастерских Парижа вдруг превратилось в поле ржи. Эта инсталляция была придумана художником Гадом Вейлем по случаю премьеры новой коллекции Chanel, проходившей здесь же в обновленном "Ритце".
Для Chanel колосья пшеницы, как и большинство других кодов дома, связаны с личностью самой Коко Шанель, верившей в то, что они приносят удачу и успех. Состоящая из 62 предметов, коллекция Les Bles de Chanel полностью построена вокруг золотистого колоска, представляя разные этапы его созревания. Группа украшений Brins de Printemps ("Весенние побеги") из белого золота в сочетании с бриллиантами, аквамаринами, перидотами и турмалинами изображает первые весенние ростки, когда колосья только-только начинают проглядывать сквозь цветы и траву. В украшениях Moisson d'Or ("Золотой урожай") изображены почти созревшие в лучах летнего солнца колосья: здесь белое золото и бриллианты ржи сочетаются с теплыми желтыми сапфирами разных огранок — от непрозрачных кабошонов до крупных камней огранки "маркиз" и "подушка". Флагманское ожерелье, так и называющееся Fete des Moissons — "Праздник урожая", в котором желтое золото одержало верх над белым, а в центре красуется желтый бриллиант в 25 карат,— настоящая ода плодородию, процветанию, изобретательности и мастерству ювелиров Chanel.
Chaumet
Chaumet, тиара Passion Incarnat
В здании напротив "Ритца" с 1807 года разместились мастерские самого старого из функционирующих сегодня ювелирных домов Chaumet. Его основатель Мари-Этьен Нито, получив звание придворного ювелира Наполеона I, выполнял важнейшие заказы, включая изготовление императорской короны и других государственных регалий и знаков отличия. Обращаясь к природе как источнику вдохновения и архивам дома, креативный директор Клер Деве-Ракофф в первую очередь интересовалась аллегорическим значением того или иного природного элемента. Для коллекции La Nature de Chaumet она выбрала четыре растения: пшеницу (L'Epi de Ble), дуб (Le Chene), лавр (Le Laurier) и лилию (Le Lys).
Колосья пшеницы у Chaumet — символ плодородия, процветания и божественного начала. Здесь нет теплоты и интимности Chanel. Ювелиры Наполеона обращаются к стилистике ампира. Самая красивая серия украшений Offrandes d'ete, в которую вошли тиара, колье, серьги, часы, брошь, выполнена в торжественной монохромной гамме белого золота и бриллиантов. Тем неожиданнее выглядят вещи Moissons sous le Vent, в которых бриллиантовые колосья из белого золота сочетаются со стебельками и листьями из желтого матового золота.
Лилия — тоже часть природного арсенала дома. Главное украшение здесь тиара-трансформер Passion Incarnat. Оба ее распустившихся цветка из розового золота с лепестками из родолитов и шпинели и турмалиновыми тычинками можно использовать как броши или подвески.
Дуб и лавр — классические символы власти и победы, широко распространенные при дворе Наполеона. Цветовая гамма веток дуба решена необычно: в украшениях главного сета Racine Celestes сочетаются розовый жемчуг, изображающий желуди, бриллианты, фиолетовые сапфиры и розовая шпинель, которыми инкрустированы листья дуба. В "лавровой" коллекции мужской "аполлонический" сет решен в бело-синей гамме: исключительные по качеству цейлонские и бирманские сапфиры покоятся на листьях из бриллиантов и лунного камня. Парное к нему женское колье, посвященное Дафне, украшено россыпями розовой шпинели из Казахстана.
Boucheron
Boucheron, кольцо Hotel Particulier
Ювелирный дом Boucheron и его креативный директор Клер Шуан тоже обратились к природе. В коллекции "26 Vendome" (по парижскому адресу штаб-квартиры на той же Вандомской площади) ювелиры стремились продемонстрировать все разнообразие природы, ограниченное разве что кодами ювелирного дома. Важная часть коллекции — Nature Triomphante. Здесь есть колье с водяной лилией с лепестками из горного хрусталя и желтым бриллиантом грушевидной огранки весом 20,08 карата в центре. Набор украшений с изображением побегов все той же пшеницы включает разомкнутое ожерелье, браслет, кольцо и две модели часов. Они созданы в напоминание о старой французской традиции прикреплять на лацкан семь колосков на счастье. Не могли в Boucheron обойти и самый узнаваемый для них мотив — павлинье перо. Помимо обязательного разомкнутого ожерелья в этот раз была представлена брошь-трансформер Plume de Paon: верхняя часть оперения разбирается на крошечные броши в виде птиц.
Создавая украшения Architecture Inspiree, мастера Клер Шуан черпали вдохновение в архитектуре парижского дворца Пале-Рояль XVII века, точнее, в ритмах и линиях Галереи Валуа. Правда, украшения вышли не классическими, а в стиле ар-деко, сведенные преимущественно к бело-черно-желтой цветовой гамме. Гвоздями коллекции стали ожерелье Hotel Particulier с тремя массивными подвесками из горного хрусталя, инкрустированное перламутром, лунным камнем с паве из желтых сапфиров и бриллиантов, и браслет Vendome Chromatique, его корпус сделан из крупного блока горного хрусталя, сквозь который сверкает бриллиантовое паве. Венчает браслет золотой берилл-гелиодор в 94,15 карата.
Третья часть коллекции Porty Couture посвящена французскому искусству Haute Couture. Мастера продемонстрировали, насколько прочны связи haute couture и haute joaillerie. Кружево из золотых нитей пелерины Mantle of Light выполнено по всем правилам высокого швейного мастерства, делая ее столь же пластичной и легкой, как ткань, а в качестве застежки спереди выступает цитрин в 81,61 карата.
Van Cleef & Arpels
Van Cleef & Arpels, кольцо Lune d'Eau
На презентации новой коллекции Van Cleef & Arpels, названной Emeraude en Majeste, тоже много говорили о природе, но скорее, о природе камней, а точнее, одного камня — изумруда. Каждое из 55 украшений своего рода оммаж этим драгоценным камням, которые специалисты из Van Cleef & Arpels собирали более десятка лет. Изумруды исключительного качества из Колумбии и Замбии, главные герои этой коллекции, должны были быть представлены в их самых выгодных партиях. Поэтому ювелиры решили пойти проверенной дорогой, обратившись к богатому наследию дома. Здесь несколько ювелирных сетов в стиле ар-деко, напоминающие исторические украшения 1930-х, несколько вариантов колье Zip, пара брошей-танцовщиц и знаковые для Van Cleef & Arpels представители флоры и фауны — бабочки, стрекозы, экзотические цветы водяной лилии, украсившие кольцо Lune d'Eau, и очаровательная брошь Bouquet d'Emeraudes.
Dior
Dior, кольцо Salon de Mercure
Мотивы природы и архитектурные формы не чужды креативному директору ювелирного направления Dior Виктуар де Кастеллан. В новой коллекции Dior a Versailles она виртуозно интерпретировала роскошную архитектуру интерьеров Версаля начала XVIII века эпохи "короля-солнца" Людовика XIV. Ее образ одной из самых красивых королевских резиденций мира скорее кинематографический, своего рода ремейк фильма Софии Копполы "Мария-Антуанетта".
Кастеллан как режиссер импровизирует со стилизованными деталями интерьера, с легкостью соединяя в паре серег драгоценные банты, столь любимые в эпоху рококо, и бриллианты, ограненные в форме хрустальных подвесок дворцовых люстр. Ее колье, одна половина которого состоит из ряда бриллиантов огранки "маркиз", а другая выполнена в форме скользящей шелковой ленты, кажется, имеют все признаки стиля рококо, однако подлинные исторические украшения были строго симметричными.
Это как тот знаменитый кадр-шутка Копполы, когда Мария-Антуанетта примеряет новые туфли, а на фоне мелькает пара кед Converse. Де Кастеллан все окончательно запутывает, обращаясь к материалам и техникам XVIII века — черненому серебру и розовому золоту и старым огранкам камней. Еще неизвестные в те времена платину и белое золото она допускает лишь на вторые роли.
De Beers
Куда сложнее угадать архитектурные формы в украшениях из коллекции De Beers London by De Beers. Британская марка предложила отправиться в поэтическое путешествие по Темзе, чтобы насладиться речной панорамой Лондона и его пятью достопримечательностями, в честь которых в мастерских De Beers создали пять бриллиантовых сетов.
Для ювелирных марок, у которых камни традиционно ценнее дизайна, не так уж просто уйти в архитектурные формы. Дизайнеры De Beers пошли непростым путем, сделав ставку не на повторение знакомых архитектурных деталей, а скорее на передачу мимолетного впечатления, атмосферы, эмоции от конкретного места.
Так, колье, названное в честь моста Альберта,— сложная комбинация двух нитей из бриллиантов нескольких огранок — "маркиз", "изумруд", овальной и круглой. Его волнообразные линии напоминают вздымающиеся канаты моста Альберта, при этом "внешнее" ожерелье отличается чуть более вытянутыми пропорциями камней, символизируя отражение моста в водах Темзы.
Другая несомненная удача ювелиров — сет Battersea Light, воплотивший весь лаконизм индустриального ар-деко заложенной в 1930-х электростанции Баттерси. Простое по форме колье украшают круглые, овальные бриллианты и огранки "изумруд", каждый из которых заключен в собственную оправу, включая и самый крупный камень коллекции весом почти 11 карат.
И если в двух других сетах, посвященных London Eye, знаменитому колесу обозрения, и Thames Path — известному прогулочному маршруту, проходящему через весь Лондон вдоль набережной Темзы, ассоциации с первоисточниками слишком уж абстрактны (что нисколько не умаляет качеств изделий), то форма бриллиантовой подвески Elizabeth Tower явно отсылает к готическому окну-розе Елизаветинской башни и одновременно циферблату часов, скрывающему колокол Биг-Бен.
Louis Vuitton
Louis Vuitton, кольцо Blossom Merelani Tsavorite
Коллекция, которая стоит особняком,— Louis Vuitton Blossom. Знаменитая монограмма дома в виде четырехлистного цветка в произведениях ювелирного дома встречалась не раз — экспериментировали и с огранкой, и с узорами. Но на этот раз в основе коллекции яркие цвета и редкие драгоценные камни. Геммологи и ювелиры почти семь лет искали подходящие для этой коллекции камни. Среди них, к примеру, черный австралийский опал весом 53 карата.