По росту становись
Пермь собирается уйти от антикризисного бюджета
Городские власти анонсировали основные подходы к формированию бюджета Перми на следующую трехлетку. Они заявили, что уже сейчас есть предпосылки для социально-экономического роста, поэтому новый бюджет не будет антикризисным и таким напряженным, как в предыдущие два года. Администрация Перми рассчитывает на положительную динамику фонда заработной платы, рост оборота розничной торговли и снижение темпов инфляции. Депутаты поддержали предложенную стабилизацию налоговых ставок и льгот, но с осторожностью отнеслись к росту доходной и расходной части.
Вчера комитет гордумы по бюджету и налогам рассмотрел внесенные администрацией Перми основные направления бюджетной и налоговой политики на 2016–2018 годы. Глава Перми Игорь Сапко в числе ключевых принципов будущего бюджета обозначил бездефицитность, выполнение всех расходных обязательств, привлечение средств из краевого и федерального бюджета, максимальное исполнение показателей по доходам.
Сформированы три варианта сценария социально-экономического развития города: базовый, консервативный и оптимистический. Замглавы администрации Перми Виктор Агеев напомнил, что бюджет 2015 года был антикризисным, происходило сокращение расходов посреди бюджетного цикла. Бюджет-2016 он назвал напряженным, тогда впервые был применен консервативный сценарий развития. «Любые антикризисные действия хороши, когда они локализованы по времени и создают предпосылки для роста», — отметил господин Агеев, добавив, что такие предпосылки на следующую трехлетку сформированы.
При этом он признал, что удержать рекорд по объему инвестиций в основной капитал (112 млрд руб.), который был достигнут по итогам 2015 года, в этом году вряд ли удастся. «Но мы считаем, что он сложится выше уровня 2014 года и выше уровня предыдущих, успешных в экономическом отношении лет», — заявил чиновник. Власти рассчитывают, что с 2017 года восстановится динамика роста этого показателя. Они предполагают также увеличение оборота розничной торговли, которое будет достигнуто за счет восстановления покупательной способности, увеличения фонда оплаты труда и мер, принимаемых городом по развитию ритейла. Ожидается, что по итогам этого года оборот розницы достигнет 326 млрд руб. (324,2 млрд руб. — в 2015-м), а к 2019 году приблизится к отметке 370 млрд руб. Кроме того, в базовом сценарии отмечен низкий уровень безработицы — около 1%, в дальнейшем прогнозируется его сокращение.
Фонд заработной платы в 2016 году оценивается на уровне 136 млрд руб., прирост может составить около 5%. На следующую трехлетку заложено увеличение этого показателя — со 142 млрд руб. в 2017 году до 153,4 млрд руб. в 2019-м. Муниципальные власти также отмечают замедление темпов инфляции. Если по итогам 2015 года она составила 114,6%, то к концу этого года ожидается на уровне 107,6%, в 2017-м — 107,3. «Летом впервые два месяца подряд была зафиксирована последовательная дефляция, и в августе, видимо, эта тенденция повторится», — сообщил Виктор Агеев. Он связывает замедление инфляционных процессов с сокращением реальных доходов населения, импортозамещением, мерами по сдерживанию роста цен.
Бюджет 2017–2019 годов снова будет бездефицитным. Предполагается, что такой подход позволяет осуществлять дополнительные расходы. «Та же школа на Костычева («Мастерград». — „Ъ“) — это те средства, которые мы в иных обстоятельствах отдали бы за обслуживание долга», — пояснил господин Агеев. Как и в предыдущем проекте, заложен рост инвестиционных расходов. В следующей трехлетке планируется профинансировать строительство нового корпуса школы №59, школы №42, межшкольного стадиона в школе «Мастерград», спортивной площадки школы №41, реконструкцию экстрим-парка, разработку ПСД для строительства плавательного бассейна в Кировском районе по улице Сысольской.
Бюджетная политика Перми в области доходов ориентируется на принципы, озвученные в президентском послании, и предусматривает стабильность в отношении налоговых ставок и льгот. Поступления от НДФЛ рассчитываются исходя из прогнозов роста фонда заработной платы. Кроме того, учтены поступления по ЕНВД в 2018 и 2019 годах. Предполагается, что собственные доходы бюджета начнут увеличиваться: до 14,9 млрд руб. в 2017 году (на 3,8% больше утвержденных объемов в этой трехлетке), до 15,1 млрд руб. — в 2018-м (на 8,5% больше). «Это уже не кризисный бюджет, а бюджет поступательного развития», — резюмировал Виктор Агеев.
Глава контрольно-счетной палаты Мария Батуева обратила внимание на то, что проект недостаточно ориентирован на расширение доходной части бюджета: «В частности, учитывая этапность разработки схемы размещения рекламных конструкций, необходимо сохранить в основных направлениях деятельность по формированию схемы». Кроме того, не предусмотрены проекты, которые не будут завершены в этом году, в их числе — реконструкция системы очистки сточных вод в микрорайоне Крым, завершение строительства крематория кладбища Восточное. Госпожа Батуева отметила, что из основных направлений теперь исключено положение о наращивании собственного налогового потенциала. Она также поддержала позицию управления экспертизы и аналитики думы по пересмотру корректирующего коэффициента ЕНВД: «Коэффициент не пересматривался с 2006 года, объем дохода от ЕНВД за 2015 год является самым низким по Приволжскому федеральному округу».
«На мой взгляд, не надо пока трогать показатели по ЕНВД, хочется войти в период стабильности. Даже какие-то существенные суммы, которые мы могли б получить, не стоят того, чтобы будоражить коммерческое сообщество», — не согласилась председатель комитета по бюджету и налогам Наталья Мельник. Депутат Арсен Болквадзе выразил опасения по поводу бюджета развития. «Заявлено наращивание доходной и расходной части в трехлетке. Не случится ли так, что перед департаментами, которые занимаются пополнением бюджета, будет маячить неисполнение доходной части и, соответственно, затормозится развитие? Может, применить осторожность?» — поинтересовался господин Болквадзе. Виктор Агеев заявил, что есть все основания для использования базового сценария развития, а консервативный вариант хотя и позволяет подстраховаться по доходам, но он вынуждает сокращать расходы. Депутат Наталья Рослякова попросила обозначить прогнозы по фонду оплаты труда работников бюджетной сферы. Виктор Агеев пояснил, что федеральные нормативы сегодня увеличены, поэтому муниципалитет рассчитывает, что это скажется и на фонде оплаты труда, в трехлетке прогнозируется его рост.
Направления бюджетной и налоговой политики были одобрены комитетом, они будут заложен в основу проекта бюджета на 2017–2019 годы.