Нелетный рубль
Выездной турпоток сократился за лето на 25–30%
Надежды туроператоров на восстановление рынка выездного туризма не сбылись: продажи падают третий летний сезон подряд — на теперь уже традиционные 25–30%. Не помогают и стабилизировавшиеся курсы доллара и евро, а к основным проблемам добавились постоянно растущее число невыездных россиян и боязнь туристов столкнуться с угрозой терактов. Единственной надеждой туроператоров долгое время оставался растущий спрос на туры по России, но уже в будущем году резервы для его развития могут иссякнуть. На фоне сокращения благосостояния россияне стремятся урезать свои расходы на отдых, а туристов, которые могли бы переориентироваться на внутренний рынок с международного, уже просто не осталось.
Продажи организованных туров за границу в летнем сезоне сократились на 25–30%, свидетельствуют данные Ассоциации туроператоров России (АТОР). По словам исполнительного директора организации Майи Ломидзе, ситуация может улучшиться за счет хороших продаж в бархатном сезоне, но о глобальных изменениях речь уже вряд ли пойдет. Выводы АТОР подтверждают опрошенные “Ъ” туроператоры. Только в Anex Tour отметили, что продажи остались на уровне прошлого года, но при этом сократилось число вылетов из регионов. «В марте мы расширили продуктовую матрицу за счет бюджетных курортов и стран Восточной Европы, это помогло адаптироваться»,— говорит представитель Tez Tour Лариса Аханова. Директор по продажам TUI Россия Наталья Смирнова соглашается, что суммарное количество проданных туров сократилось. Турагенты приводят более пессимистичные расчеты: по данным сети «Горячие туры», продажи этим летом сократились почти на 50%.
Международный спад
Это уже третий летний сезон, в котором туроператоры фиксируют падение продаж. Первым провальным для рынка стал 2014 год, тогда на фоне резкой девальвации рубля и массовых банкротств туристических компаний продажи упали на 30%.
Аналогичными были результаты и 2015 года из-за продолжившегося сокращения доходов россиян. Сейчас, по мнению Майи Ломидзе, падение благосостояния граждан остается основным негативным фактором. По данным Росстата, за первое полугодие реальные располагаемые доходы населения снизились на 5%. Но если год назад участники рынка рассчитывали, что ситуация стабилизируется вместе с укреплением рубля, теперь таких прогнозов никто не делает. К провоцирующим падение турпотока факторам, по словам госпожи Ломидзе, добавился негативный информационный фон, сформированный за последний год после сообщений о терактах и авиакатастрофах. Влияние громких происшествий на выбор туристов подтверждают и альтернативные исследования: согласно опросу немецкой Ipk International, 40% респондентов признались, что угроза терроризма влияет на планы их путешествий.
Один из собеседников “Ъ” на туристическом рынке связывает плохие результаты сезона с постоянным ростом числа невыездных россиян: «Еще в 2015 году речь шла примерно о 5 млн человек, в числе которых были в основном силовики и их семьи, теперь за границу не рекомендуется выезжать практически всем госслужащим, предпочитавшим дорогие туры за границу». Еще одной проблемой стал мораторий на продажу туров в Египет и Турцию, введенный в конце прошлого года после крушения российского самолета над Синайским полуостровом и резким обострением отношений между Москвой и Анкарой. Ограничения на турецком направлении были сняты в конце июня 2016 года, но туроператорам так и не удалось вернуть потерянный поток. По данным компании «ОнлайнТур», сейчас на долю Турции приходится 12–14% запросов путешественников, в то время как годом ранее доля направления составляла 35–40%. Главной проблемой участники рынка называют отсутствие чартерных перевозок: пакеты формируются на основе регулярных рейсов, из-за которых цена тура увеличивается на 30–40%.
Пытаясь выйти из положения, туроператоры сделали ставку на продвижение альтернативных направлений. Так, в Anex Tour указывают, что в этом сезоне значительно нарастили объемы продаж по Тунису, Доминиканской Республике, Таиланду, Испании и Болгарии. Эти направления, по словам представителя туроператора, в итоге стали лидерами продаж. В Tez Tour на первое место вышла Греция, за ней следуют Испания и Кипр. В TUI отмечают, что на Кипр и Россию в этом году приходится по 20% продаж, доля Черногории — 17%, Испании — 14%. По словам Натальи Смирновой, на выездные туры приходится 80% продаж компании. В Tutu.ru приводят другие расчеты: лидером спроса стала Россия, на которую приходится 37% реализованных туров, следом идут Тунис — 11,6%, Греция — 10,9%, Кипр — 6,8% и Болгария — 6,3%. По оценкам «Горячих туров», суммарная доля России, Туниса, Кипра, Греции и Испании этим летом превысила 70%: именно на эти направления по большей части переориентировался поток Египта и Турции.
Внутренние перспективы
Уже третий год подряд одним из источников роста продаж туроператоры называют внутренние российские направления. По словам Майи Ломидзе, в этом сегменте продажи туроператоров растут заметнее, чем увеличивается самостоятельный поток. «По итогам сезона продажи отдельных компаний могут увеличиться на 35% при среднем показателе рынка 10–15%»,— добавляет она. Директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин отмечает, что в его компании за счет увеличения чартерной программы и расширения сотрудничества с гостиницами число проданных туров в Крым на летний период выросло в два с половиной раза (при среднем росте потока на 20%), в Сочи — в десять раз (на 10–15%), в Анапу — в семь раз (+10%).
Но гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин считает увеличение временным эффектом. «На внутреннем рынке 70% туристов традиционно путешествуют самостоятельно, этим летом прирост дали клиенты, привыкшие ездить в Европу, Турцию или Египет, но решившие переориентироваться на Россию»,— объясняет он. По словам господина Ромашкина, рост продаж в его компании составил 20% в денежном объеме и 15% — в количестве ночевок в гостиницах. «Еще в начале года прогнозы были намного лучше, в феврале-марте ощущался ажиотажный спрос, летом хорошо продавались пляжные туры, но значительно сократились экскурсионные»,— добавляет он. Сергей Ромашкин связывает это с падением доходов: по его словам, сейчас все туристы стремятся урезать расходы, отказываясь от дополнительных поездок. «Раньше люди покупали туры из текущих средств, сейчас, по ощущениям, это происходит в основном за счет сбережений, которые скоро закончатся»,— добавляет он.
Еще весной работающие на внутреннем рынке туроператоры прогнозировали, что в 2017 году резкий рост спроса на нем остановится и можно будет говорить только о незначительных сезонных колебаниях (см. “Ъ” от 16 мая). Теперь об этом говорят и в АТОР. «Сочи и Краснодарский край в этом году были практически максимально загружены, у Крыма еще есть небольшой потенциал»,— рассуждает госпожа Ломидзе. Вторым фактором снижения темпов роста может стать повышение цен, замечает она. «Стоимость зависит от инфляции, сейчас мы предполагаем, что рост будет около 10%, но эта цифра может измениться»,— добавляет Майя Ломидзе. Сергей Ромашкин считает, что некоторое замедление роста может отметить уже сейчас. «К началу августа пассажиропоток аэропорта Симферополя вырос всего на 5%, это очень мало, если данные по переправе не покажут рекордного увеличения, можно будет говорить о постепенном замедлении растущего интереса к Крыму»,— рассуждает он. Господин Толчин отмечает: «Интурист» пока планирует реализовать на этапе раннего бронирования не меньше туров по России, чем год назад. «Увеличение спроса будет зависеть от возобновления программ в Турцию и Египет и макроэкономической ситуации — пока мы видим, что доходы россиян снижаются и следующий год уже может не показать такого всплеска»,— заключает он.