В лекарства добавят Big Data
Минздрав хочет отслеживать перемещение препаратов по стране
Анонсированная Минздравом и Минпромторгом инициатива по введению в РФ обязательной маркировки упаковок с лекарствами должна повысить эффективность их госзакупок — в условиях дефицита бюджетов это позволит и экономить, и получить точные данные об использовании льготных фармсредств. Ведомство начнет эксперимент по нанесению идентификационных кодов в 2017 году — однако эксперты говорят, что обычно такая работа занимает годы и требует существенных расходов, что противоречит логике бюджетной экономии.
Минздрав готовит новую систему контроля за госзакупками лекарственных препаратов, которая может начать работать уже с 1 января 2017 года, заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. "Мы хотели бы в рамках государственных закупок обеспечить минимальное отклонение от рекомендуемой цены и таком образом обеспечить более высокую эффективность траты государственных ресурсов",— сообщила министр. Первым шагом станет проведение в 2017 году эксперимента по маркировке контрольными знаками лекарственных препаратов — об этом ранее говорил глава Минпромторга Денис Мантуров, проект постановления правительства уже размещен на портале regulation.gov.ru. Как указано в пояснительной записке, Минздрав подготовил документ по поручению президента по итогам совещания в правительстве о разработке и внедрении автоматизированной системы мониторинга движения лекарств.
Как следует из документа, эксперимент необходим для оценки эффективности работы будущей системы мониторинга. Она, в свою очередь, позволит сократить на лекарственном рынке долю контрафактного и контрабандного товара и уменьшить недобросовестную конкуренцию. В части госзакупок будущая система мониторинга должна обеспечить единую базу для учета поставок препаратов и их последующего распределения.
В 2017 году в эксперименте Минздрава примут участие лишь несколько компаний, которые будут отобраны Росздравнадзором осенью этого года. Приоритет будет отдан производителям лекарств для лечения рака крови, гемофилии, муковисцидоза и других редких заболеваний. На упаковки их препаратов будут наносить двухмерный матричный код Data Matrix. Требования к кодированию и порядок работы информационной системы Минздрав утвердит методическими рекомендациями.
Ранее аналогичные системы были разработаны для меховых изделий и алкогольной продукции — основной причиной введения маркировки служила существенная (в случае меховых изделий — до 70%) доля контрафакта на рынке. Но, по данным Росздравнадзора, доля фальшивых лекарств в РФ минимальна — так, за первое полугодие 2016 года из обращения было изъято только 230 серий препаратов. "В данном случае масштаб решения не очень соответствует размеру решаемой проблемы",— отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
С другой стороны, с учетом снижения доходов бюджета и ограничения его расходов проблема эффективного учета госзакупок лекарств будет становиться все важнее — хотя пока данных об использовании существенных объемов лекарств, закупленных на госсредства, не по назначению нет, отмечает господин Шуляк. Однако ранее о необходимости собирать данные об употреблении льготных лекарств россиянами уже заявляли эксперты РАНХиГС — по их оценке, при госзакупках лекарств часто невозможно адекватно определить необходимый объем препаратов, а часть закупленных остается невостребованной (подробнее см. "Ъ" от 7 июля).
Техническая составляющая будущего проекта также вызывает у экспертов вопросы. "Международная фармацевтическая индустрия в принципе поддерживает внедрение в России такой системы мониторинга. Одновременно мы понимаем, что при этом необходимо учитывать целый ряд факторов и, прежде всего, механизм технического решения, установление адекватных сроков ее проработки с учетом степени готовности всех участников товаропроводящей цепочки, а также проведение оценки экономических затрат и последствий",— заявил "Ъ" глава Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIMP) Владимир Шипков. По его словам, в мировой практике реализация проектов по созданию систем мониторинга лекарственных препаратов потребовала от 3 до 15 лет в зависимости от охвата и уровня готовности участников. "Разработка системы мониторинга потребует десятков миллиардов рублей вложений, но маловероятно, что у федерального бюджета сейчас есть такие средства",— говорит Давид Мелик-Гусейнов, глава НИИ организации здравоохранения.