«Российский ЦБ — один из наименее плохих регуляторов в мире»

Инвестор и миллиардер Джим Роджерс поговорил с “Ъ” о перспективах мировой экономики

Российский рынок — один из самых недооцененных в мире, а цены на нефть в скором времени начнут восстанавливаться. Но мировая экономика может пострадать от новых шоков — в их числе повышение ставок ФРС США и пузырь долларовых активов и возможное избрание президентом США Дональда Трампа, поделился в беседе с “Ъ” своими ожиданиями американский миллиардер Джим Роджерс, известный своими инвестициями в противоход рынка.

Американский миллиардер Джим Роджерс

Фото: Eric Thayer / Reuters

«Я ищу возможность для инвестиций во въездной туризм в России, владею акциями “Аэрофлота”, но, кажется, других компаний в этом секторе, которые бы котировались на бирже, просто нет»,— посетовал Джим Роджерс, рассказывая о своих планах на российском рынке. Сейчас инвестор, в 1970-е выступавший партнером Джорджа Сороса по фонду Quantum Fund, который известен своей рекордной доходностью, владеет акциями «Фосагро» и вошел в состав совета директоров компании, также он является держателем бумаг Московской биржи. Первой же успешной инвестицией, по его словам, была ставка на падение рубля, но теперь финансы, рублевые облигации, практически любая сфера «представляют интерес, так как могут обеспечить более высокую доходность, хотя большинство инвесторов откровенно пугает перспектива иметь дело с российскими бумагами», отмечает господин Роджерс.

Лучшим направлением для долгосрочных инвестиций миллиардер считает сельское хозяйство. Долгое время он публично призывал к активному инвестированию в Китай, называя его страной XXI века. Сейчас господин Роджерс более скептичен: «Китай допустил ошибку, допустив такой рост долговой нагрузки: это делает китайские компании более уязвимыми в случае кризиса, из-за этого на фоне глобальной нестабильности может случиться волна банкротств»,— опасается инвестор. Сам он, однако, владеет акциями целого ряда китайских компаний — особенно тех, которые связаны с экологией (так как уровень загрязнения очень высок), строительством железных дорог, агросектором, медициной, туризмом. «Если компания умеет устойчивое положение при падении в отрасли в целом, то, когда начнется рост, именно она покажет самые высокие результаты»,— поясняет свою позицию Джим Роджерс.

Цены на нефть, по мнению инвестора, сейчас ищут дно — и даже могли его уже пробить, хотя покупать он пока не спешит. Ждет Джим Роджерс и роста спроса на золото и серебро, объясняя это падением доверия к правительствам и бумажным деньгам. Новый кризис, по его мнению, случится в ближайшие год-два — «большинство финрынков, кроме американского, находится не в лучшем состоянии, достаточно будет небольшого триггера — как кризис в Исландии в 2007 году, первые признаки всегда проявляются в неожиданных местах, можно сказать, что мы в процессе обнаружения этого кризиса»,— говорит он. В среднем экономический рост замедляется каждые четыре—семь лет, но сейчас этому препятствуют центробанки, удерживающие отрицательные ставки, полагает господин Роджерс. Он опасается, что ужесточение монетарной политики грозит потерей регуляторами контроля над ситуацией, надуванием пузыря на рынке долларовых активов и банкротствами компаний, имеющих слишком высокий уровень долга.

Ближайшее повышение ставки может состояться после выборов в США, ожидает инвестор. Впрочем, если на них победит Дональд Трамп, то американскую экономику и без того ждут «торговые войны и банкротства». Российский ЦБ, по словам Джима Роджерса,— «один из наименее плохих регуляторов в мире». «Такой банкир был и в Индии, но он не удержался на своем месте — быть хорошим центральным банкиром значит не иметь хорошего будущего»,— сетует он.

Беседу записала Татьяна Едовина


Международные инвесторы нарастили присутствие в России

В начале июня инвесторы стали интенсивнее наращивать вложения на российском рынке акций. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за отчетный период фонды, ориентированные на Россию, привлекли более $36 млн. Это произошло на фоне общего роста интереса к развивающимся странам, куда инвесторы вложили $600 млн. Читайте подробнее

Вся лента