«Стороны переходят к плану Б по Сирии»
Реплика Дмитрия Дризе
США положительно оценивают действия Турции на сирийской границе. Об этом заявил на регулярном брифинге пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. 24 августа турецкая бронетехника вошла в Сирию. Как уверяют в Анкаре, в результате операции под названием «Щит Евфрата» от боевиков ИГИЛ был освобожден приграничный город Джараблус. По неподтвержденной пока информации в конце августа в Турции ждут Владимира Путина. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что турецкая операция может быть началом нового политического расклада вокруг Сирии.
Футбол и «Щит Ефрата». По неподтвержденной пока информации, Владимир Путин буквально перед саммитом G20 посетит известный турецкий курорт Анталья, где вместе с Тайипом Эрдоганом посмотрит товарищеский матч между футбольными сборными двух стран. Президентам явно будет о чем поговорить помимо спортивной составляющей. Турецкая армия вошла в Сирию, официально для борьбы с ИГИЛ. Считается, что удары наносятся заодно и по курдам. С воздуха операцию поддерживает авиация коалиции во главе с США. Официальный Дамаск осуждает акцию. МИД России выражает обеспокоенность.
В Анкаре находится американский вице-президент Джо Байден. Эксперты гадают, что это: новая реальность после турецкого переворота, закулисный сговор участников сирийской драмы или самодеятельность Эрдогана. Первые выводы гласят: с Россией все это согласовано, равно как и с Западом. Не исключено, что США хотят как-то сгладить отношения с Анкарой после переворота и взаимных обвинений. Турция ранее считалась самой пострадавший от сирийского конфликта страной. Имеется в виду, в политическом плане. США и Россия вооружают ее злейших врагов, соответственно, курдов и режим Асада в Дамаске. Также Анкаре было отказано в создании буферной зоны в Сирии для безопасности своих границ. Теперь очень может быть, что такая зона все-таки будет организована.
Кроме того, нельзя исключать, что ради примирения и консенсуса по Сирии кем-то из участников действа решили пожертвовать. На ум приходит то же сочетание «курды и Асад». Хотя пока что больше страдают первые. Теперь вряд ли они смогут построить собственное государство на севере Сирии. Ну а турецкие войска со временем смогут называться миротворческим контингентом. Но главную роль в подконтрольных районах будет играть Свободная сирийская армия и другие антиасадовские оппозиционеры, которых поддерживают и Запад, и Анкара.
Таким образом, прорисовывается компромисс. Поскольку создать коалиционное правительство с уходом Асада не получилось, значит, стороны переходят к тому самому пресловутому плану Б. Формально Сирия останется единой, но фактически будет разделена на сферы влияния. Асад как бы остается, но правит только своей частью. Детали еще не ясны — их, видимо согласуют после футбола Путин и Эрдоган, а затем и с западными лидерами на встрече «двадцатки» в Китае.