«Дальнефтетранс» сливает цистерны
Введено конкурсное производство в одной из структур ДВТГ
Суд ввел процедуру конкурсного производства в отношении входящего в «Дальневосточную транспортную группу» ООО «Дальнефтетранс» — одного из первых в России независимых железнодорожных перевозчиков. Проблемы у компании начались еще в 2010 году, после дефолтов по облигациям ДВТГ. Источники в отрасли говорят, что тяжелое положение связано с созданием «Роснефтью», чью продукцию в основном перевозил «Дальнефтетранс», своего перевозчика. Долг «Дальнефтетранса» пока оценивается в 3,12 млрд руб., что втрое превышает балансовые активы.
Арбитражный суд Хабаровского края открыл в отношении ООО «Дальнефтетранс» конкурсное производство — завершающую банкротную процедуру — до 22 февраля 2017 года. Конкурсным управляющим назначен Дмитрий Бичуцкий из Дальневосточной саморегулируемой организации профессиональных арбитражных управляющих (Хабаровск). Рассмотрение его отчета запланировано на 20 февраля. Как сообщил „Ъ“ господин Бичуцкий, сумма долгов компании на данный момент оценивается в 3,12 млрд руб., «но может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, поскольку часть требований еще обжалуется». Наиболее крупным кредитором является ВТБ с суммой требований в 1,49 млрд руб. Рыночной оценки активов, по словам конкурсного управляющего, еще не проводилось, по балансу на 1 января имущество компании стоит примерно 1 млрд руб.
По данным Kartoteka.ru, 50% ООО «Дальнефтетранс» принадлежит самому обществу, еще 50% — московскому ООО «Элсинапром» Евгении Павловой. Компания создана в 2000 году как один из первых независимых железнодорожных операторов в России. ООО обеспечивало доставку сырья на принадлежащий «Роснефти» Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод. На первом этапе перевозчик располагал тысячей цистерн, 800 из которых взял в аренду у ОАО РЖД. В 2003 году вокруг компании образована «Дальневосточная транспортная группа».
ДВТГ открыла филиалы и представительства в Казахстане, Китае, Узбекистане, Южной Корее, Великобритании. В 2006 году приобрела 88,9% акций ОАО «Находкинский морской рыбный порт», в 2007-м построила грузовой терминал Забайкальск—Маньчжурия на границе с КНР. Объем грузоперевозок в 2008 году достиг 26,2 млн т, но вскоре последовало вызванное кризисом сокращение контейнерных грузоперевозок. В 2009 году SPV-структура холдинга ООО «ДВТГ-Финанс» допустила дефолты в расчетах с держателями облигаций. На данный момент по трехлетним облигациям на 1 млрд руб. все выплаты просрочены, по пятилетним на 5 млрд руб. с июля 2013 года просрочены оферта и купоны.
В собственности «Дальнефтетранса», согласно данным сайта ДВТГ, — более 7 тыс. цистерн для транспортировки светлых и вязких нефтепродуктов и мобильная промыво-пропарочная станция на станции Хабаровск-2, обслуживаемая собственным локомотивом. В 2010 году процедура наблюдения в «Дальнефтетрансе» уже вводилась — по обращению самой компании, но два года спустя последовало мировое соглашение с кредиторами, по которому должник обязался полностью погасить задолженность в 5,1 млрд руб. ежемесячными платежами к 2022 году. 16 августа 2013 года суд прекратил производство по делу, компания показывала стабильную чистую прибыль по РСБУ. Однако в прошлом году «Дальнефтетранс» просрочил долговые выплаты, и в марте 2016 года процедура наблюдения была возобновлена.
«ДВТГ была крупнейшим транспортировщиком нефти „Роснефти“ в Китай. С запуском нефтепровода Сковородино-Мохэ (ответвление ВСТО, введено в 2011 году.— „Ъ“), это направление для группы постепенно сошло на нет»,— отмечает собеседник „Ъ“ в железнодорожной отрасли. Снижение объемов перевозок ДВТГ произошло и в других сегментах, например, в 2014 году на бизнес группы отрицательно повлиял запрет Ространснадзора на перевозку крупнотоннажных контейнеров в полувагонах — компания располагала их большим парком. До этого оператор формировал на станции Рыбники, к которой примыкает Находкинский морской рыбный порт, маршрутные контейнерные поезда по нескольким направлениям.
Решающим же фактором ухудшения операционных показателей «Дальнефтетранса», полагает источник „Ъ“, послужило сокращение перевозок в адрес Комсомольского НПЗ. Созданная в 2002 году «дочка» «НК Роснефть» ЗАО «РН-Транс» к 2010 году замкнула на себя перевозку продукции завода, а в 2013-м ввела прямые маршруты от станции Дземги в Комсомольске-на-Амуре до станций Крабовая, Блюхер и Ванино — основных точек перевалочных нефтебаз. Сейчас она арендует вагонный парк у таких игроков как «Трансойл», «Нефтетранссервис», «Первая грузовая компания».