«Мощные вычислительные центры влетят в копеечку вокзалам и аэропортам»

«Визирь» присмотрит за порядком в России

В ближайшие два года аэропорты и вокзалы Москвы могут быть оборудованы системой опознавания лиц. Она поможет вычислять террористов и преступников, причем даже изменившихся внешне. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщил генеральный директор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский. Компания внедряет систему распознавания лиц «Визирь» в аэропорт Южно-Сахалинска. В полную силу она заработает уже в декабре. Можно ли обмануть машину, и где «Визирь» уже успешно работает? С подробностями — Алексей Соколов.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

«Визирь» будет наблюдать за посетителями аэропорта Южно-Сахалинска на всех важных точках. Система сопряжена с базой данных по разыскиваемым лицам, поэтому в случае обнаружения человека, похожего на фоторобот, она отправит сообщение полиции. В нем будет содержаться кадр видеозаписи и информация о времени и месте происходящего. В Москве подобные системы будут уже через полтора-два года, а в Санкт-Петербурге «Визирь» успешно используется три года, сообщил генеральный директор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский.

«В столице мы сейчас общаемся с нашими большими авиационными объектами и по железной дороге. К сожалению, пока информацию рассказать не смогу, поскольку мы связаны соглашением о неразглашении, но соответствующее общение ведется, по некоторым объектам ведется проектирование подобных систем. Это не просто закупка железа и его разворачивание — оно требует предварительной проработки, соответствующего проекта, и только потом уже идет закупка и внедрение. С точки зрения полноценной работы на стадионе "Зенит" все это уже несколько лет работает в абсолютно боевом режиме, система принесла большой эффект», — рассказал Дырмовский.

В некоторых СМИ ставят под сомнение надежность «Визиря» на стадионе «Зенит». Сообщается, например, что болельщик Алексей Нестеров, получивший пожизненный запрет на посещение матчей «Зенита», продолжает посещать стадион, используя абонемент на чужое имя. После публикации господин Дырмовский связался со службой безопасности стадиона.

«Ошибки системы там нет, это исключительно бравада. То, что он через биометрическую систему не проходил, это однозначно. Я сам с большим удивлением прочитал об этом, попросил поднять логи системы, посмотрели — его там нет. Возможно, он каким-то образом проникает на стадион, но это происходит в обход системы. Но я больше склонен верить, зная качественную работу службы безопасности "Зенита", что это, скорее, бравада», — сообщил сотрудник службы безопасности.

Оснащать транспортные узлы системами видеоидентификации предписывает закон о безопасности. В нем прописана допустимая погрешность — не более 15%, но не указано время опознания: оно должно стремиться к секундам. Для этого нужны мощные вычислительные центры, которые и места займут немало, и вокзалам с аэропортами влетят в копеечку. Еще одна важная проблема — устранение результатов ложного срабатывания, считает IT-эксперт Александр Баулин.

«Такие системы достаточно надежны, но надо предусмотреть ситуации ложного обнаружения. Если система примет за злоумышленника благополучного гражданина, не должна применяться сила, не должно происходить обратного процесса, когда благополучные граждане зачисляются в базу и автоматом, например, им отказывают в покупке билетов, в проходе в аэропорт», — предупредил Баулин.

Оснащение аэропортов и вокзалов системами видеоидентификации интегрируется в проект «Безопасный город». Результаты наблюдения будут поступать сразу во все службы: полицию, пожарную, скорую и МЧС. Стоимость установки системы в аэропорт Южно-Сахалинска не раскрывается. В Центре речевых технологий отметили: цена вопроса — «несколько миллионов рублей».

Вся лента