«Веселый Роджер» улыбается все реже
Количество нападений пиратов в мире снизилось до уровня 1995 года
Количество нападений морских пиратов в мире сократилось в первой половине года до минимального показателя с 1995 года. По данным Международного морского бюро, с января по конец июля пираты совершили всего 98 нападений или попыток нападений на торговые и пассажирские суда. Однако если активность пиратов у восточных берегов Африки и в Юго-Восточной Азии серьезно сократилась, то преступники, действующие в Гвинейском заливе у берегов Нигерии, наоборот, активизировались.
Международное морское бюро, орган Международной торговой палаты, который кроме прочего занимается отслеживанием случаев морского пиратства, представил данные за первую половину текущего года. Как следует из отчета, общее количество нападений или попыток нападений морских пиратов в мире — 98 — стало наименьшим за последний 21 год. Особенно позитивным эксперты бюро сочли тот факт, что не было ни одного нападения или попытки нападения со смертельным исходом. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года было совершено 134 нападения или попытки нападения, а пик активности пиратов пришелся на первое полугодие 2011 года, когда этот показатель достиг 266.
Общемировое сокращение нападений пиратов в первую очередь следствие снижения активности бандитов в двух из трех традиционных очагов — у восточного побережья Африки и в Юго-Восточной Азии (ЮВА), в морях и проливах, омывающих берега Индонезии, Малайзии, Таиланда и Бирмы. Как отметил глава бюро, это следствие более жестких мер, принимаемых правительствами стран ЮВА по борьбе с пиратами, в первую очередь Индонезией, и заметного усиления международной борьбы с сомалийскими пиратами. Военные корабли нескольких десятков стран — от Британии и США до Китая, Японии и России — сопровождают торговые суда в районе активности сомалийских пиратов. Несколько показательных захватов пиратских судов и менее афишируемые действия по борьбе с пиратскими базами на берегу, похоже, сделали свое дело. Например, в прошлом году впервые с 2006 года сомалийские пираты не совершили вообще ни одного нападения на торговые суда.
Эксперты из исследовательской организации The One Earth Foundation говорят о том, что снижение активности пиратов имеет огромный экономический эффект. В 2011 году, когда пиратские нападения были на самом пике, морские перевозчики вынуждены были переплачивать примерно $3,2 млрд за дополнительную страховку и еще $2,95 млрд за то, чтобы пускать суда в обход Африки, через мыс Доброй Надежды, как если бы Суэцкого канала не было. Сейчас в этом нет необходимости.
Общую картину портит активизация пиратов в Гвинейском заливе, в частности у берегов Нигерии. Местные пираты нападают не только на крупные торговые суда, но и на яхты, и интересуют их не перевозимые грузы, а люди, которых они оставляют в качестве заложников в надежде на выкуп. За первое полугодие нигерийские пираты захватили в плен 24 человека против 10 за тот же период прошлого года. Как отмечают представители бюро, особое беспокойство вызывает то, что такие нападения становятся все более и более агрессивными, с применением огнестрельного оружия, и, кроме того, могут происходить относительно далеко от берега, например в 120 морских милях от побережья.