Бюджет отворачивается от чужой еды
Правительство ограничило госзакупки импортного продовольствия
С 3 сентября государственным структурам фактически запрещены закупки импортного продовольствия — соответствующее постановление утверждено правительством РФ. Речь идет об ограничении госзакупок по 23 основным видам продуктов: мясо, рыба, молочная продукция. В инициировавшем ограничения Минсельхозе рассчитывают, что они увеличат спрос на отечественные товары на 100 млрд руб. в год, указывая, что только в бюджетных учреждениях социальной сферы питается 20% населения страны. Участники продовольственного рынка, однако, относятся к нововведению без энтузиазма — сейчас в больницы, школы и воинские части и так поставляется преимущественно российская продукция.
Белый дом ограничивает госзакупки импортной пищевой продукции — соответствующее постановление правительства опубликовано в пятницу и вступает в силу 3 сентября 2016 года. Госорганы, местные власти, а также казенные и бюджетные учреждения (например, школы, больницы и детские сады), закупая продукты питания, должны будут руководствоваться правилом «третий лишний». То есть при подаче на тендер как минимум двух заявок — на поставку продукции из России или других стран ЕврАзЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) — госзаказчик будет вынужден отклонить заявку с импортным ассортиментом. Ограничение коснется 23 наименований — это рыбная, мясная (говядина, свинина, мясо птицы, телятина, субпродукты) и молочная продукция (молоко, сливочное масло, сыры), а также рис, соль и сахар. Коммерческих закупок, например в торговых сетях, новая норма не коснется.
Отметим, что работа над этим еще одним «импортозамещающим» документом изрядно затянулась: Владимир Путин поручил проработать идею ограничения госзакупок рыбной продукции еще в ноябре прошлого года — в срок до 1 февраля 2016-го. Тогда, в феврале, Минсельхоз и Росрыболовство анонсировали проект постановления, но затем трактовка президентского поручения была расширена — перечень продукции был серьезно увеличен. «Мы изначально предлагали ограничивать закупки не только рыбной иностранной продукции — и нас поддержали»,— заявили “Ъ” в Минсельхозе, добавив, что поручение президента касалось рыбы, поскольку было дано по итогам соответствующего заседания Госсовета.
Проволочки с принятием самого постановления в министерстве объясняют длительными процедурами согласования с другими ведомствами.
В Минсельхозе поясняют, что главным образом госзакупки продуктов проводятся для организации питания граждан, пребывающих в учреждениях соцсферы: образования, здравоохранения и соцзащиты. Всего в таких учреждениях регулярно едят около 30 млн человек — около 20% населения страны. По оценке ведомства, сейчас доля импорта при госзакупках яиц, хлебных продуктов, картофеля, растительного масла и сахара незначительна. Значительнее ограничение скажется на закупках мясных, молочных и рыбных продуктов — по этим позициям доля импорта в закупках составляет от 10% до 30%.
«Ограничение позволит увеличить спрос на продукцию отечественных производителей более чем на 1 млн тонн продовольствия в год стоимостью около 100 млрд руб.»,— сказали “Ъ” в Минсельхозе. Дефицита на внутреннем рынке, заверяет глава ведомства Александр Ткачев, не возникнет — самообеспеченность России по молоку составляет 82%, по говядине — 75%, а по сахару, свинине и мясу птицы продовольственная безопасность на уровне 93–100%. Кроме того, остается возможность закупать продукты у стран ЕврАзЭС. «Отечественными фруктами и тепличными овощами Россия обеспечена лишь на треть, поэтому по этим позициям ограничения не вводятся — сначала надо существенно нарастить собственное производство»,— добавляет министр.
Отметим, что подобные ограничения ранее вводились и в отношении закупок импортного софта, однако практика показала, что госзаказчики зачастую игнорируют их. Впрочем, омбудсмен по закупкам Сергей Габестро полагает, что с закупками продовольствия таких проблем возникнуть не должно, поскольку сложностей с идентификацией продовольствия практически нет. В постановлении предлагается подтверждать происхождение товара декларированием — указанием страны и производителя в заявке. По мнению господина Габестро, такого способа подтверждения пока достаточно. «Компании, занимающиеся поставками по госконтрактам, следят за своей репутацией — если сведения будут ложными, то они попадут в реестр недобросовестных поставщиков»,— говорит он. В случае же злоупотреблений, добавляет омбудсмен, может быть разработан дополнительный механизм идентификации.
Участники рынка, однако, не ожидают особых изменений, отмечая лишь, что новое ограничение — дополнительная мера поддержки отечественных производителей. Как рассказал “Ъ” руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, в общем объеме потребления мяса импортная продукция занимает не так много — по итогам 2015 года по свинине она составляла около 10%, по говядине — около 20%. Впрочем, продолжает он, «для нужд армии или больниц и без этого постановления преимущественно используется российская продукция — особенно после девальвации, когда она стала более конкурентоспособной по цене». Исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов сказал “Ъ”, что после введения контрсанкций импорт молочной продукции сократился до незначительных объемов. Кроме того, в бюджетные учреждения в основном идут поставки из России или Белоруссии — «продукция из дальнего зарубежья, скорее всего, не попадает в такие организации — разве что на уровне статистической погрешности».