Технопрорыв

Экономика

В текущем году празднуется столетие Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Подарки к юбилею получились неожиданными. В 2013 году группа ГАЗ начала серийное производство семейства дизельных двигателей нового поколения ЯМЗ-530 для коммерческого транспорта, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и специальной техники. А в нынешнем году появится еще и 12-литровый ЯМЗ-780.

Новыми моторами заинтересовались и судостроители — они собираются устанавливать ЯМЗ-530 на скоростные катера

Фото: Максим Сергеев, Коммерсантъ

Текст и фото Максим Сергеев

Когда попадаешь на сборочную линию двигателей ЯМЗ-530, то прежде всего поражаешься тишине и безлюдью. В огромных и чистых цехах очень мало людей. Уровень автоматизации производства достигает 90%. А есть линии, на которых и вовсе исключен человеческий фактор. Так, линия обработки коленчатых валов автоматизирована на 100%!

Более того, оказывается, что двигатели для Mercedes Sprinter выпускаются на Ярославском моторном заводе — их делают те же рабочие, в тех же производственных корпусах, где выпускаются и наши моторы.

А начиналось все десять лет назад, когда формулировалось техническое задание. С самого начала была установка на создание универсального двигателя, способного удовлетворить все потребности отечественного автопрома.

Инвестиции в проект группы ГАЗ составили около 10 млрд руб. Производство площадью свыше 50 тыс. кв. м оснащено оборудованием ведущих производителей: Grob Werke, Heller, Thyssen Krupp Krause, Liebherr, JW Froehlich, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss и других.

А больше всего поражает человека, знакомого с реальным производством, отсутствие потеков и следов масла не только на технологической линии, но и на поставляемых деталях! Следующее — это класс обработки металла. Потом узнаешь, что все ответственные операции автоматизированы настолько, что в любой момент по серийному номеру двигателя можно проверить, с каким усилием затянуты болты, крепящие головку блока, или как были отрегулированы клапаны...

Это говорит о высочайшей культуре производства. Неудивительно. Ведь три четверти людей, работающих на заводе, с высшим образованием, и в рамках организации проекта конструкторы и технологи ЯМЗ прошли стажировку в ведущих европейских компаниях.

Производство получилось очень гибким, на сборочной линии четырех- и шестицилиндровые двигатели идут вперемешку. Их конструкция полностью унифицирована, они различаются только количеством цилиндров. Но не стоит забывать о том, что круг потребителей техники очень широк и это подразумевает установку на нее самого разного навесного оборудования.

Высокую жесткость (а значит, уменьшение шума и вибраций) обеспечивает запатентованная арочная конструкция блока цилиндров. А оригинальная запатентованная система охлаждения обратного типа снижает тепловую напряженность и положительно влияет на ресурс двигателя.

Система питания типа Common Rail, а прочность базовых компонентов, рассчитанных на давление сгорания 210-230 бар, определяет высокую надежность при форсировке до 50 кВт/л (68 л. с./л) — это рекордный показатель не только для отечественного автопрома, немногие зарубежные производители могут позволить себе гарантировать 1 млн км пробега для аналогичных двигателей, работающих на коммерческой технике. Максимальная мощность шестицилиндрового ЯМЗ-536 — 350 л. с.— снимается с рабочего объема 6,65 л! Подавляющее большинство мировых производителей снимает такую же мощность с 8-9 л рабочего объема!

Сейчас завод выпускает двигатели, соответствующие экологическому стандарту "Евро-4", но версия "Евро-5" уже есть и ждет своих заказчиков. И самое удивительное в этом проекте то, что двигатели "Евро-5" получились не дороже своих предшественников! При этом в конструкции моторов предусмотрена возможность достижения норм "Евро-6".

Линейка из двух двигателей перекрывает мощностной диапазон 136-350 л. с.

Заказать можно не только турбодизельный, но и газовый двигатель.

В перспективе появится абсолютно новый рядный шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-780 — это 12-литровый турбодизель (450-600 л. с.). И тогда практически вся линейка коммерческих автомобилей будет обеспечена ярославскими дизелями.

Мне довелось поездить и на автомобилях с двигателем ЯМЗ-534 ("ГАЗон Next") и ЯМЗ-536 ("Урал Next"), и оба двигателя оставили только положительные впечатления — это тихие моторы с серьезным запасом тяги и очень неплохой экономичностью. Находясь за рулем, никогда не подумаешь, что под капотом двигатель такого скромного объема: кажется, будто едешь на машине с объемом двигателя в полтора раза больше — изумительная эластичность. Самые яркие впечатления "ГАЗон Next" (ЯМЗ-534) оставил на трассе, когда можно было обгонять соседей по потоку. Четырехцилиндровый двигатель объемом 4,43 л на "ГАЗоне Next City" выдает 150 л. с. и 490 Нм, но самое главное — это тяга на "низах", полностью груженная машина нормально выбирается из песка и уверенно передвигается по проселку. "Урал Next" с двигателем ЯМЗ-536 (300 л. с., 1200 Нм) на бездорожье и вовсе напоминает быстроходный танк — такое ощущение, что остановить его невозможно.

Революционные во всех отношениях двигатели созданы по мировым стандартам и технологиям, а это подразумевает использование широкого ассортимента продукции сторонних производителей. И среди них немало иностранных. И вот здесь можно воочию увидеть, как работает программа импортозамещения. Неожиданно? Никакого особенного секрета нет. Группа ГАЗ начала заниматься импортозамещением задолго до того, как его сделали нашим ответом на санкции. И коленвалы уже куют в Набережных Челнах, а качественное литье начинают делать в Нижнем.

Для многих будет сюрпризом и то, что сейчас на ЯМЗ-530 ставят наши топливные насосы. Топливная система Bosch, и на нее Bosch дает фирменную гарантию, а вот топливный насос в ней наш, и на гарантию это никак не повлияло.

В нынешних экономических реалиях новые ярославские моторы интересуют всех. Двигатели ЯМЗ-530 ставят на грузовики и автобусы, про "ГАЗон" и "Урал Next" я уже писал, а кроме них — на автобусы "ЛиАЗ" и "ПАЗ", белорусский "МАЗ".

Новые заказчики приезжают на завод еженедельно, и среди них производители сельскохозяйственной и дорожной техники, а также тракторостроители.

Приходят заказы и с неожиданных направлений: новыми моторами заинтересовались и судостроители — они собираются устанавливать ЯМЗ-530 на скоростные катера.

Мощность нового производства — 20 тыс. двигателей в год с возможностью расширения мощности до 40 тыс. Даже сейчас, в условиях кризиса, производство двигателей растет.

Нечасто приходится испытывать гордость за отечественное производство, но ЯМЗ сумел дать к этому повод, сохранив свою инженерно-конструкторскую школу и найдя деньги на запуск современного завода, выпускающего конкурентоспособную продукцию.

Вся лента