Кредитование по классовому признаку

Финансы

Банки отмечают рост объемов автокредитования, происшедший в первом полугодии 2016 года. Это положительный знак, даже намек на возможный скорый выход из рецессии. Однако оживление это весьма своеобразное: оно скорее говорит о "расслоении рынка", так как отмечается только в сегменте самых дорогих и самых дешевых автомобилей. Кредитные продажи новых машин среднего класса, напротив, снизились.

Фото: Imaginechina/AFP

Дорогие и стабильные

Небольшой рост кредитования отмечается в премиальном сегменте — здесь спрос, как всегда, стабилен. Как подчеркивает Зарина Прилип, начальник управления по работе с автодилерами департамента партнерских продаж "Зетта Страхование", премиум-сегмент традиционно меньше зависим от макроэкономических факторов, поэтому продажи автомобилей этого класса более стабильны. "В настоящее время доля премиум-сегмента составляет 11% от общего объема рынка, хотя в предыдущие годы не превышала 10%. При этом общее количество выданных автокредитов сократилось на 8% по сравнению с тем, что было выдано за аналогичный период прошлого года",— рассказывает представитель "Зетта Страхования". По данным компании, на фоне общего падения продаж новых автомобилей доля транспортных средств, приобретаемых с привлечением кредитов, значительно выросла. Во втором квартале 2016 года доля кредитных автомобилей в структуре всего рынка увеличилась на 6 процентных пунктов и составила 44%. Многие эксперты отмечают также увеличение суммы выдаваемых кредитов в среднем на 8-10%, что связано главным образом с повышением цен на автомобили. Доля первоначального взноса по автокредиту остается примерно на прежнем уровне — около 40%.

Рост спроса на кредиты отмечен и в секторе подержанных автомобилей. Говоря о динамике рынка в первом полугодии, Алексей Токарев, старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ 24, отмечает, что "количество выдаваемых автокредитов в первом полугодии 2016 года выросло на 14% к аналогичному периоду прошлого года". По мнению эксперта, рост сформирован за счет восстановления продаж именно в сегменте подержанных автомобилей, при этом рост уровня кредитования нивелирован снижением продаж новых автомобилей на 15%. Общее же количество кредитов, выданных на новые автомобили, по оценке господина Токарева, практически не изменилось к прошлому году.

Заместитель департамента маркетинга Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Евгения Гинзбург, напротив, говорит о пятипроцентном падении рынка автокредитов в первом полугодии 2016 года и связывает это с повышением цен на автомобили. Эксперт УБРиР отмечает также, что многие покупатели предпочитают взять нецелевой потребительский кредит на покупку автомобиля, а не воспользоваться специализированным автокредитом. "Доля клиентов, которые берут потребительский кредит на покупку автомобиля, в общем объеме заявок на кредиты составляет 8%,— делится эксперт.— По сравнению с автокредитом потребительский заем можно оформить проще и быстрее: не требуется залога и поручительства, нет ограничения в выборе места покупки машины". УБРиР отмечает рост спроса на потребительские займы во втором квартале 2016 года на 20% по сравнению с первым кварталом 2016 года.

Одной из причин выбора заемщиками потребительского, а не автокредита является высокая стоимость обязательной страховки КАСКО при автокредитовании, а при нецелевом кредитовании банк просто не может требовать страховать объем покупки. Более того, выдавая кредит на покупку автомобиля, некоторые банки требуют также страховать жизнь заемщика на сумму кредита, что является дополнительным обременением. "У тех дилеров, с которыми мы связаны партнерскими отношениями, доля кредитных автомобилей, при продаже которых страхуется жизнь и здоровье заемщика, составляет 25% от общего числа реализуемых кредитных машин,— рассказывает Зарина Прилип.— В разрезе общей структуры продаж (то есть как проданных в кредит, так и за счет собственных средств покупателя) доля таких автомобилей составляет 8%".

В лидерах — государственные и кэптивные

Число банковских структур, играющих серьезную роль на рынке автокредитования, снижается. Сейчас в Московском регионе пять финансовых структур обеспечивают 50% сделок по автокредитованию. Абсолютный лидер банк "Сетелем" контролирует 15% рынка, в топ-5 также входят ВТБ 24, группа Societe Generale (в том числе Русфинансбанк, "Дельта Кредит" и Росбанк), Юникредит-банк и кэптивный Тойота-банк.

Эксперты отмечают, что доля кэптивных банков на рынке автокредитования растет довольно быстро: с января по июль 2016 года она увеличилась на 2% (с 25% до 27%). "Многие массовые бренды автомобилей в России уже обновили программы кредитования своих автомобилей через собственные финансовые институты,— поясняет Алексей Токарев.— Цель любого кэптивного банка — максимальная активизация продаж конкретного бренда. Поэтому часто такие банки предоставляют уникальные условия кредитования для продвижения конкретной модели на временной основе".

Юлия Лактионова, начальник отдела страхования и кредитования автодилера "Панавто", приводит пример успешного привлечения клиентов компанией "Мерседес-Бенц Банк РУС", которая год назад запустила качественный финансовый продукт. "Они поняли, что переплата при покупке в кредит запланированного автомобиля другой марки под 14-17% и "Мерседес-Бенц" А-, В-, С-классов под 5,9-7,9% будет равнозначной,— пояснила госпожа Лактионова.— Сегодня поток таких клиентов снизился, так как этот сегмент оказался наиболее чувствительным к изменению цены".

Юлия Лактионова отмечает, что многие банки сейчас "добирают" упущенный из-за кризиса и скачков курса кредитный портфель, поэтому готовы идти на снижение ставок даже большее, чем снижение ключевой ставки ЦБ РФ, которая в июне была снижена на 0,5%.

Представитель ВТБ 24 Алексей Токарев также отмечает, что банки становятся менее строги к заемщикам, но часто это распространяется на отдельные категории клиентов. "Нельзя не отметить, что текущие требования к заемщикам все равно остаются более жесткими в сравнении с теми, что были в конце 2014 года, накануне резкого пересмотра ключевой ставки ЦБ РФ в сторону повышения",— добавляет эксперт. В среднем с начала года, по оценке господина Токарева, процентные ставки по автокредитам снизились примерно на 1%. А в рамках спецпрограмм кэптивных банков снижение более значительное — на 2-3%.

Льготный заем

Мощным драйвером авторынка в 2016 году стала государственная программа автокредитования. Ее действие распространяется на новые автомобили российского производства стоимостью не более 750 тыс. руб. и возрастом не более года. За счет субсидий от государства банк предоставляет клиенту возможность оформить кредит по сниженной ставке, остальные проценты выплачиваются государством. При этом заемщик должен внести первоначальный взнос в размере не менее 15-20%, а кредит должен быть оформлен не более чем на три года.

В 2016 году список марок автомобилей, которые можно приобрести по льготной программе, расширен до 50. В число банков, работающих по госпрограмме, входят: ВТБ 24, Сбербанк, Газпромбанк, Русфинансбанк, Юникредит-банк, Росбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, "Уралсиб". Ставки по льготным кредитам составляют 8-12% против 15-17% годовых в среднем по рынку. Понятно, что лидерами рынка являются именно те банки, которые имеют возможность работать с субсидиями.

У ВТБ 24 льготная ставка начинается от 7% годовых, у Локо-банка — от 7,5%, у Газпромбанка — от 9,8%. На льготное кредитование, по оценкам ВТБ 24, сейчас приходится около 60% от выдач автокредитов.

Впервые такая программа заработала в 2009 году, затем она неоднократно продлевалась и менялась. Например, в 2012 году на реализацию этого проекта было выделено более 5 млрд руб., льготное кредитование подстегнуло продажи новых автомобилей известных брендов, собираемых в России. Ожидается, что в 2016 году льготное кредитование также окажет положительное влияние на рынок и поддержит "середняков".

Ольга Кучерова

Вся лента