Украина ответит правозащитникам по харьковскому счету
Главному военному прокурору страны указали на тайные тюрьмы
Организации Human Rights Watch и Amnesty International направили письмо главному военному прокурору Украины Анатолию Матиосу, призвав его "провести расследование ситуации с возможным использованием объектов Службы безопасности Украины (СБУ) как неофициальных мест заключения". Обращение было составлено после того, как правозащитники побеседовали с пятерыми освобожденными из "тайных тюрем" СБУ, утверждают авторы письма, которое появилось в распоряжении "Ъ" до его официальной публикации. Собеседники "Ъ" в Киеве заявляют, что "силовикам нет смысла заниматься такими делами", однако задержанные настаивают: их собирались использовать для обмена на украинских солдат, удерживаемых на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
"Это письмо обобщает наши выводы на основе интервью, проведенных с пятью людьми, недавно освобожденными в Харькове",— говорится в обращении к Анатолию Матиосу, составленном заместителем директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер и директором регионального офиса Amnesty International в Европе и Центральной Азии Джоном Далхейсеном. Несмотря на то что письмо, оказавшееся в распоряжении "Ъ", датировано 23 августа, официально о нем сообщили лишь сегодня. Помимо главного военного прокурора Украины в адресатах значатся глава СБУ, администрация президента и уполномоченный Рады по правам человека.
Как сообщают Рейчел Денбер и Джон Далхейсен, 25 июля сотрудники СБУ в Харькове освободили шестерых, а 2 августа — еще семерых человек, которые были включены правозащитниками в список из 18 "неофициально удерживаемых лиц". "Сотрудники СБУ вывозили их из Харькова в кузове бронированного микроавтобуса, надев на головы черные мешки,— утверждают авторы послания.— Перед тем как отпустить, заключенным вернули паспорта и дали от 50 до 200 гривен "на транспортные расходы". Похитители предупредили задержанных о необходимости молчать об их тайном содержании под стражей".
Из всех освобожденных лишь трое согласились назвать свои имена: 34-летний Николай Вакарук и 59-летний Виктор Ашихин из Украинска, а также 37-летний Дмитрий Королев из Запорожья. Как рассказал Виктор Ашихин, 7 декабря 2014 года три человека в военной форме без опознавательных знаков постучали в дверь его дома и, когда жена открыла дверь, надели на голову господина Ашихина пакет и отвезли на базу СБУ в Краматорске. Виктор Ашихин сказал правозащитникам, что неизвестные нашли у него дома значок с донецкого референдума 11 мая 2014 года, проведенного сторонниками Новороссии. На следующий день, согласно показаниям Виктора Ашихина, похитители начали его пытать. "Они сказали мне раздеться, били меня по подошвам трубой, задавая вопросы о моем участии в референдуме",— рассказал он. Всего господин Ашихин провел в неволе 597 дней.
Николай Вакарук сообщил, что пытавшие его люди носили опознавательные знаки добровольческих батальонов "Днепр-1" и "Донбасс". Еще один освобожденный, Дмитрий Королев, рассказал, что его приговорили в пяти годам условно за "руководство незаконной вооруженной группой", однако ровно в день освобождения — 3 августа 2015 года — сотрудники СБУ забрали его из СИЗО в Днепре (бывшем Днепропетровске) и продержали в харьковском СБУ до 2 августа 2016 года.
"Наших собеседников никто официально ни в чем не обвинил,— сказал "Ъ" исследователь по правам человека Amnesty International по Украине, Молдавии и Белоруссии Красимир Янков.— Однако если вы спросите, были ли они сторонниками ДНР и ЛНР, я бы сказал "да", они этого не скрывают". Впрочем, по словам господина Янкова, власти ДНР и ЛНР не хотели включать этих людей в списки на обмен, "так как они заинтересованы в первую очередь в освобождении своих военнослужащих".
Собеседники "Ъ" в Киеве отрицают выдвинутые обвинения. Как сказал в беседе с "Ъ" бывший первый заместитель генпрокурора Украины, лидер всеукраинского объединения работников силовых структур "Патриот" Николай Голомша, силовые структуры в Харьковской области возглавляют "законопослушные профессионалы", которым "нет смысла заниматься такими делами". "Тайные тюрьмы создают не украинцы, а их противники,— заявил собеседник "Ъ", близкий к администрации президента Украины.— Нелегальные задержания — не наш метод".