«Конкурс обещаний» не выдержал проверки
Заявленные перевозчиками новые автобусы в Хабаровске не обнаружены
ГИБДД, Госавтонадзор и общественники провели проверку состояния автобусного парка Хабаровска. По итогам проведенного мэрией тендера маршруты на пять лет были закреплены за предпринимателями, пообещавшими выставить на линии с 29 августа автобусы улучшенных стандартов. Всего в городе, таким образом, предполагалась замена 300 машин из почти 700. Официальные итоги ведомства еще не подвели, но, по словам участников проверки, на линиях замечено только два новых автобуса. В мэрии причиной называют задержку конкурса антимонопольщиками. Проигравшие готовятся обжаловать в УФАС итоги конкурса.
Вчера в Хабаровске сотрудники УГИБДД и Госавтонадзора при участии представителей общественности провели выборочную проверку выполнения обязательств автобусных перевозчиков по обновлению парка машин. Обязательства были даны предпринимателями в ходе конкурса по распределению городских маршрутов, и позволили им выиграть эти конкурсы. Среди заявленных новых конструкционных особенностей значились низкий пол для удобства инвалидов, голосовое оповещение остановок и другие. «Планировалось 302 (новых автобуса. — „Ъ“). Не ошибусь, если скажу, что вышло их два, — оба видели на 47-м маршруте, на котором заявлено было пять машин. Специально приезжали инвалиды—колясочники, ждали автобуса, но не дождались — до обеда не было вообще», — рассказал „Ъ“ проигравший тендер предприниматель Андрей Трофименко.
Зампред совета по предпринимательству при губернаторе края Сергей Степанов подтвердил эти сведения. По его данным, две таких машины обнаружены на маршруте №47, и принадлежат ИП Ермилова. Также он сообщил, что некоторые предприниматели, узнав о часах основной проверки, сняли автобусы с маршрутов на эти часы. В частности, с 14:00 до 17:00 «исчезли» машины с артериальных маршрутов № 8 и 21. «Вот каково отношение победителей к нашим горожанам. Это был «конкурс обещаний», как его называют и сами победители», — подчеркнул господин Степанов.
Конкурс на маршруты на ближайшие пять лет хабаровская мэрия объявила в апреле. Заявки принимались с 4 мая, вскрыть конверты должны были 31 мая, но за день до вскрытия чиновники приостановили конкурс из-за жалобы на него в региональное УФАС. ООО «Русавто», один из претендентов на маршруты, заявило, что комиссия принимала заявки, поступавшие через курьерские службы в опережение «живой очереди» предпринимателей. УФАС, рассмотрев жалобу, нарушений не нашло. В июле несколькими протоколами были подведены итоги конкурса, но их тут же начали оспаривать в различных инстанциях проигравшие.
На данный момент результаты конкурса на распределение маршрутов пытаются пересмотреть в арбитраже три индивидуальных предпринимателя, следует из картотеки арбитражных дел. Иск ИП Нины Пузыревой к хабаровской мэрии и ООО «Вираж» подан в начале августа, иск предпринимателей Виктора Хмарского и Андрея Трофименко к мэрии в лице управления транспорта, предпринимателю Ларисе Ахмедовой и трем компаниям, принадлежащим владельцу ГК «Пять звезд» Юрию Васильеву, включая ООО «Вираж», — в середине августа.
Госпожа Пузырева оспаривает распределение маршрутов № 7, 35 и 47, господа Хмарский и Трофименко — № 14, 21, 24, 25, 35, 40 и 56. Последние успели ходатайствовать о принятии обеспечительных мер: приостановке действия всех свидетельств об осуществлении перевозок, выданных по результатам конкурса, и продлении действия карт маршрута регулярных перевозок, выданных с 14 июля 2016 года в соответствии с реестром перевозчиков (реестр сохраняет статус—кво на маршрутах). Суд в принятии мер отказал. Ближайшее заседание по иску Нины Пузыревой назначено на 5 сентября, Виктора Хмарского и Андрея Трофименко — на 7 сентября.
Как стало известно „Ъ“, господа Хмарский и Трофименко параллельно обратились в региональное УФСБ, потребовав провести проверку в отношении и.о. начальника управления транспорта города Сергея Суковатого, чьи действия якобы «носят коррупционный характер». В обращении (копия есть у „Ъ“) предприниматели утверждают, что господин Суковатый 4 мая, то есть в день начала подачи заявок на конкурс, обеспечил доступ в здание еще до начала рабочего времени ИП Ларисе Ахмедовой. Благодаря этому госпоже Ахмедовой, утверждается в обращении, удалось зарегистрировать восемь заявок, включая свою, предпринимателей Виталия Артамонова, Николая Бертонаса, Елены Шадуя и ООО «Вираж», еще до того, как доступ в здание получили остальные претенденты, занявшие очередь с ночи.
Виктор Хмарский и Андрей Трофименко также утверждают, что ИП Ахмедовой и ООО «Вираж» управление транспорта разрешило уже после начала проверки заявок оплатить задолженность по налогам, отсутствие которой являлось условием для допуска на конкурс. Но самое главное, чиновники не проверили наличие у победителей автобусов с низкими полами и оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями (такие предложения в конкурсной документации давали десять баллов из 47 возможных), настаивают предприниматели.
Примечательно, что раскол в среде предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки, накануне принял и организационно-правовую форму. По данным Kartoteka.ru, в противовес НП «Ассоциация пассажирских перевозчиков города Хабаровска», действующей с 2006 года, на прошлой неделе индивидуальный предприниматель Елена Шадуя и ООО «Вираж» Юрия Васильева (последний является владельцем группы компаний «Пять звезд») зарегистрировали ассоциацию «Независимый союз пассажирских перевозчиков города Хабаровска» (НСПП Хабаровска). Организация начнет работу 5 сентября, возглавит ее Валентин Шадуя — супруг и партнер госпожи Шадуя по нескольким хабаровским компаниям.
По словам господина Шадуя, их предприятие выставило вчера на линии несколько новых машин. «Новые машины еще везут, - вот, две подойдут послезавтра, к октябрю рассчитываем получить остальные. Так получилось, поскольку затянули конкурс. Но мы выходим из положения», — сказал он.
«Задержка (с обновлением парка. — „Ъ“) происходит не по их (перевозчиков. — „Ъ“) вине. Было обращение перевозчиков в УФАС, которое привело к задержке. Сегодня все вышли на маршруты, 677 траспортных единиц. Что касается 302 машин — это не обязательно новые. Есть карты маршрутов, и заявленные каждым победителем конкурса критерии, требования к машинам, — в картах прописаны. Единых требований не было, — 2016-го года машина, или ей 7-10 лет», — уточнил и.о. начальника транспортного управления мэрии Сергей Суковатый.
«Наша бригада проверяла на юге города, останавливали все автобусы. Ни один автобус не соответствовал заявленным предпринимателями характеристикам. Это настораживает, ведь они сами заявили и критерии, и сроки. Сейчас отговорки, что не успели получить транспорт, оформить, — звучат не убедительно», — рассказала „Ъ“ член конкурсной комиссии Светлана Мельникова, участвовавшая в проверке в качестве представителя общественности. Она отметила, что в решении УФАС 29 августа названо сроком выставления на маршруты нового подвижного состава, и теперь проигравшие намерены вновь обратиться в антимонопольный орган с требованием отмены итогов конкурса.