Виноделам указали их место
Произведенную из местного винограда на определенной территории продукцию защитили брендом
Глава кубанского минсельхоза подписал приказ об определении границ территории, на которой будут производиться первые кубанские вина категории «защищенного наименования места происхождения». По словам чиновников, постановление поможет кубанским виноделам потеснить заграничных конкурентов. Взгляды виноделов разделились: по мнению руководителей винодельческих предприятий, возможность использовать красивую формулировку — это новая высота, «гаражисты» указывают на противоречие — инициатива властей не может быть реализована на деле, пока не создан реестр виноградников.
На Кубани появилась территория, на которой впервые будут производить кубанские вина категории «защищенного наименования места происхождения» (ЗНМП), сообщил региональный минсельхоз. Специальная первая зона расположена в Новороссийске и получила название «Семигорье». Приказ об определении границ этой территории подписал 11 августа 2016 года и. о. министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Сергей Орленко. По данным краевого минсельхоза, понятие вин защищенного географического указания появилось в федеральном законодательстве в декабре 2014 года (ФЗ №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Вина разделены на три категории: с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и столовые, игристые, ликерные, коньяки. Ранее краевым минсельхозом были установлены границы терруара для производства только категории вин с защищенным географическим указанием — речь о наименовании «Кубань».
По словам заместителя начальника управления по виноградарству и винодельческой промышленности минсельхоза Симона Черепнина, данный приказ необходим, чтобы предприятия смогли получить лицензию на производство вин защищенного наименования, что дает маркетинговое, экономическое и технологическое преимущества их производителям: «Местный продукт всегда и везде ценится выше. Акцизы стоят в два раза дешевле: на вино — четыре рубля, на шампанское — 13 рублей. И в плане технологии процесс производства таких вин упрощен. И, конечно, документ защищает бренд „местное“ вино». Но, уточняет господин Черепнин, чтобы производить такое вино, необходимо соблюсти ряд условий: это, в частности, выращивание определенных сортов винограда, количество кустов на гектаре, урожайность, не превышающая определенный показатель.
По словам председателя Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Кубани (АККОР) Виктора Сергеева, производителей, которые будут претендовать на статус ЗНМП для своей продукции, обяжут декларировать, сколько винограда они собрали и сколько вина из него произвели: «Если собрали 200 тонн, а вина получилось 200 тыс. литров, понятно, что брали „левак“. Потребитель будет точно знать, что пьет вино не просто кубанского производителя, но и сделано оно из кубанского винограда. Тогда и спрос вырастет именно на наше вино, со временем оно заместит импортное». По мнению владельца имения «Сикоры» Александра Сикорского, приказ главы минсельхоза повысит статус производителей местного вина: «Для нас это новая высота. Это и маркетинговый ход, и вопрос имиджа, и знак качества».
Руководитель ассоциации «Приазовская лоза» Сергей Санников отмечает, что в России до сих пор нет реестра виноградных насаждений, без которого не получить лицензию, а без нее производство и продажа местных уникальных вина незаконны: «Сначала необходимо утвердить реестр, потом виноделы должны пройти лицензирование, соблюсти массу формальностей, и только тогда думать обо всем остальном. Сейчас какой смысл защищать то, чего как бы нет?» Его слова подтверждает и господин Сикорский: «Сейчас мы производим только столовые вина. Вина ЗГУ и ЗНМП мы не можем производить, потому что в России не утвержден порядок ведения реестра виноградников. Из-за этого мы не можем получить лицензию. Как только постановление будет подписано, мы на основании выписки из реестра обратимся за получением лицензии. Хотя мы по сути производим вина защищенного наименования места происхождения, но называть их так официально не можем».
По словам руководителя проекта «Винная деревня» и усадьбы «Семигорье», председателя первого винодельческого кооператива Геннадия Опарина, никакой пользы для развития виноделия в постановлении нет. «Для импортозамещения совсем другое надо: законодательство упростить до такой степени, чтобы виноделы занимались виноделием, а не бесконечным оформлением возможности виноделия»,— считает господин Опарин.