На низком старте
Молодым предпринимателям и ученым в Перми созданы неплохие условия для развития и продвижения их проектов. В городе работают три бизнес-инкубатора, есть программы, поддерживающие стартапы финансово, широко поддерживается интернет-предпринимательство. Несмотря на это, только один из десяти стартапов успешно воплощается.
Молодые ученые и предприниматели в Пермском крае имеют шансы получить неплохую поддержку своих начинаний. Сегодня в крае есть несколько реальных механизмов, помогающих получить поддержку стартапа. В Перми работают три бизнес-инкубатора: инновационный центр «Мозгово» при Пермском государственном научно-исследовательском университете, бизнес-инкубатор «Навигатор возможностей» при Пермском филиале Высшей школы экономики и Пермский городской бизнес-инкубатор.
Руководитель Пермского городского бизнес-инкубатора Андрей Новиков говорит, что помощь, оказываемая начинающим предпринимателям может быть самой разной. «Например, у нас можно получить бесплатное рабочее место, а в фонде Бортника — деньги на проект»,— пояснил он.
В прошлом году через Пермский городской бизнес-инкубатор прошли 23 проекта. Ожидается, что в этом году резидентов будет больше — в нем уже по состоянию на конец августа побывало 23 проекта. Средний возраст резидентов — 25 лет. Профиль стартапов неограничен. Например, есть проект, занимающийся SMM-продвижением и копирайтингом, а есть технологичный стартап, работающий в сфере коптеростроения и оказания услуг, с ним связанных и применимых в фотосъемке, картографии, геодезии. Среди известных «выпускников» Пермского городского бизнес-инкубатора — Лаборатория мультимедийных решений (гид Maugry) и проект Promobot. Чаще всего начинающие предприниматели обращаются в бизнес-инкубатор за помощью, связанной с регистрацией юрлица, и за консультациями по налоговым вопросам.
Для продвижения научных разработок неплохим подспорьем служат программы «Умник» и «Старт», проводимые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Это федеральные программы, которые работают с молодыми учеными и предпринимателями. В «Умнике» ежегодно участвует несколько десятков проектов, победители получают 400 тыс. руб. на продолжение исследований. Причем области финансирования могут быть самые разные. Например, победителем конкурса «Умник Осень-2015» стала аспирантка кафедры фармацевтической технологии Пермской государственной фармацевтической академии Наталья Накарякова. Выигранные деньги помогли ей продолжить работу над инновационным способом лечения бессонницы с помощью лекарственных пленок с экстрактом пиона садового.
В программе «Старт» за приз 9 млн руб. борются молодые предприниматели и инновационные предприятия, которым необходимы средства для воплощения идеи в готовый продукт.
Успешный пример поддержки программы — проект кандидата фармацевтических наук, помощника ректора по инновациям и развитию ПГФА Станислава Тяжельникова. Он работает над концепцией услуги по изучению индивидуального метаболизма. Она должна усовершенствовать терапию таких заболеваний, как гипертония, ВИЧ, онкология и другие, требующие длительной терапии. Победа в «Умнике» дала возможность ученому провести за счет гранта самые сложные и капиталоемкие исследования. Ему удалось привлечь к проекту инвестора, сейчас идут переговоры с врачами по внедрению технологии в практику.
Еще один способ найти поддержку— участвовать в акселераторе Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Представительство фонда работает в Перми с 2015 года. Фонд занимается экспертной и финансовой поддержкой технологических проектов, находящихся на разных стадиях, от идеи до миллионных оборотов. Глобальная цель — сделать российский рынок понятным и доступным любому предпринимателю, который хочет начать или развить свой бизнес в Интернете. По словам представителя ФРИИ в Перми Михаила Шатрова, фонд может поддержать стартапы тремя способами. Во-первых, через акселератор. Это трехмесячная программа для сильных проектов в сфере IT по поиску точек кратного роста бизнеса с участием экспертов рынка. «Команды работают в нашем московском офисе и получают инвестиции 2,1 млн руб. за 7% доли в компании. Набор осуществляется три раза в год. Срок подачи заявок в ближайший набор истекает 18 ноября», — говорит Михаил Шатров.
Вторая форма поддержки от ФРИИ — это преакселератор, бесплатная образовательная онлайн-программа, которая поможет подготовиться к подаче заявки на получение инвестиций. По мере заполнения профиля предприниматели могут посмотреть обучающие видео, а после заполнения записаться на скайп-консультацию, где смогут получить отзыв о своем продукте от опытного эксперта.
У стартаперов есть также шанс попасть в заочный акселератор. Это двухмесячная бесплатная программа в Москве и регионах, которая поможет проработать слабые места проекта и прокачать его до уровня акселератора. «Команды приезжают на стартовое обучение в Москву, где мы с ними знакомимся и даем всю нашу методологию работы с проектами. Затем команды возвращаются в регион и работают с трекером фонда. Трекер — это персональный бизнес-наставник, который выполняет роль члена совета директоров», — пояснил Михаил Шатров. Чаще всего в ФРИИ обращаются с просьбой о помощи в поиске инвестиций, а также в получении обратной связи по проекту.
В пермском представительстве ФРИИ говорят, что к ним обращаются за помощью практически ежедневно. С мая 2015 года фонд провел в Перми более 50 мероприятий, через которые прошло около 3 тыс. участников. За год работы ФРИИ в Перми заочный акселератор прошли более 15 проектов. Один проект был проинвестирован и стал выпускником акселератора ФРИИ. Это пермская компания Smetus, онлайн-сервис для тех, кто делает ремонт. На третий месяц акселерации во ФРИИ Smetus сделала пивот, повернув свою бизнес-модель в сторону b2b2c-рынка, и уже через месяц вышла на оборот 2,4 млн руб.
Еще один выпускник ФРИИ — пермская компания Carrotquest, за два года прошедшая путь от стартапа до полноценного самоокупаемого проекта. Сегодня Carrotquest — это сервис, анализирующий поведение пользователей на сайтах. Он в реальном времени показывает, кто пользуется сайтом, чем интересуется, а также классифицирует посетителей по действиям и отправляет персональные автоматические сообщения в чат и на e-mail. Сегодня у компании два офиса — в Перми и в Москве, и 5 тыс. пользователей из России и ближнего зарубежья. В прошлом году сервис вышел на самоокупаемость без получения инвестиций. В планах создателей Carrotquest — перевести сервис на английский язык, чтобы выходить на зарубежные рынки.
Кроме бизнес-инкубаторов, стартап может воспользоваться поддержкой фондов правительства Пермского края (Пермский фонд развития предпринимательства, Пермский центр развития предпринимательства, Пермский венчурный фонд), венчурных партнеров фонда посевных инвестиций РВК (сервисная компания «Ермак», группа компаний «ИВС»), представительства фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других. Они могут помочь как консультациями и советами, так и реальными инвестициями. Поддержку стартапам оказывают пермские резиденты и эксперты федеральных структур поддержки, например резиденты инновационного центра «Сколково» и эксперты акселератора GenerationS.
Несмотря на большое количество программ, некоторые стартапы сталкиваются с проблемой поиска инвесторов из-за узкой специализации. Молодые ученые сходятся во мнении, что в Пермском крае проще всего «пробиться» проектам в IT-сфере или инженерных решений, потому что они понятны инвесторам. Биотехнологическим стартапам приходится сложнее. «Все биотехнологические стартапы, которые у нас есть, развиваются по большей части в сфере изготовления рецептур или новых препаратов. Этим мы обязаны сильной фармакологической школе, которая есть у нас в городе», — считает ученый, сотрудник малого инновационного предприятия ПГНИУ, заведующий лабораторией биохимической и наносенсорной диагностики Василий Звездин.
По его словам, в Пермском крае есть инвесторы и представители бизнеса, готовые вкладываться в стартапы. «Если они хотят диверсифицировать свой бизнес, они охотно общаются. Можно даже дойти до этапа обсуждения бизнес-плана, а дальше возникает непонимание, так как они не знают сферу деятельности стартапа, не хотят рисковать. Мы уже год активно занимаемся привлечением инвестиций, и поняли, что хорошо «упакованный» проект большого стоит», — говорит Василий Звездин.
Сегодня его команда развивает несколько направлений, в том числе косметологию, в частности создание микроигл. «В ходе реализации проекта здесь проще получить разрешительную документацию в рамках необходимых научных исследований. В фармакологии все медленнее: исследованию требуется три-четыре года испытаний, чтобы перейти на следующий этап», — поясняет Василий Звездин. По его словам, микроиглы могут доставлять косметические компоненты в глубокие слои кожи. Поэтому они могут найти широкое применение в технологиях омолаживания по типу мезотерапии (метод микроскопических внутрикожных инъекций, направленных на тонизирование кожи, нормализацию процессов метаболизма и выведение токсинов из организма). «Это намного эффективнее, чем кремы, и намного безопаснее, чем инъекции под кожу. Наша задача — сделать эту процедуру максимально удобной, быстрой, чтобы она выполнялась за пять минут. Для сравнения: у конкурентов она выполняется до трех часов», — говорит Василий Звездин. Сейчас команда находится в поиске инвесторов.
Эксперты отмечают, что только единицы стартапов перерастают в реальный бизнес. «К сожалению, есть статистика, что 9 из 10 стартапов умирает. Самая распространенная проблема — отсутствие рыночной потребности в продукте. Команды тратят недели, месяцы на разработку продукта, а когда выходят с ним на рынок, сталкиваются с тем, что он никому не нужен. Поэтому важно на самом раннем этапе понимать, какую проблему решает твой продукт, у кого такая проблема существует и как они ее решают сейчас. После того как это сделано, стоит браться за разработку продукта, при этом постоянно тестируя функционал на реальной аудитории. Очень важно при этом уже начинать продавать: если клиенты платят за продукт, значит он им нужен. Если эти критерии будут соблюдены, то у проекта вряд ли будут проблемы с выходом на рынок и поиском инвестора. Другой вопрос, что основатели не всегда понимают, зачем нужен инвестор. У многих существует иллюзия, что если ты придумал классную идею, то сразу же найдется кто-нибудь, кто вложится в ее реализацию. Ни один разумный инвестор так не поступит, а если и поступит, то скорее всего в дальнейшем проект столкнется с еще большими проблемами и требованиями от такого инвестора», — говорит Михаил Шатров.
Руководитель инновационного центра «Мозгово» Николай Косвинцев называет еще несколько проблем, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Это — туманное представление у стартапа о том, каков реальный путь от идеи до бизнеса, и не до конца определенные собственные ресурсные потребности, слабое представление у стартапа об имеющихся ресурсных возможностях внешней среды.