Россия сохраняет привлекательность для мигрантов
Мониторинг / рынок труда
Миграция между странами Центральной Азии, Россией и Казахстаном затрагивает от 2,7 млн до 4,2 млн человек, или 10-16% экономически активного населения региона, говорится в исследовании экспертов Валдайского клуба. Больше всего за последние пять лет выехало из Узбекистана (1,2-2,5 млн человек, 9-11% экономически активного населения) и Таджикистана (0,6-1,1 млн, 25-46%).
Денежные переводы уехавших на родину на пике, в 2013 году, составили $13,5 млрд (наибольшая доля таких перечислений в ВВП Таджикистана и Киргизии). С тех пор объем переводов, по данным российского ЦБ, в среднем сократился на 30-55%, наибольший спад — по перечислениям из РФ в Узбекистан (с $6,7 млрд в 2013 году до $3 млрд в 2015-м) и в Таджикистан (с $4,2 млрд до $2,2 млрд). Сокращение перечислений в Киргизию, вошедшую в состав ЕАЭС, было более умеренным (с $2,1 млрд до $1,4 млрд).
Официальные данные о среднем заработке по странам несопоставимы, так как они зачастую занижены из-за высокой доли серого сектора в экономике. Заметим, что фактор единого рынка труда является одним из основных экономических аргументов в дискуссии о вхождении Таджикистана в ЕврАзЭС (после вступления разрешительные документы на работу внутри союза будут уже не нужны). Пик выдачи разрешений на работу в РФ мигрантам из этой страны пришелся на 2014 год (626 тыс.), в 2015-м эта цифра упала до 251 тыс. как из-за девальвации рубля, так и из-за ужесточения миграционного законодательства. Население Таджикистана, по прогнозу ООН, за 35 лет увеличится на 2,8 млн человек (больший прирост только у Узбекистана — 6,4 млн). Даже при быстром росте экономики вакансий будет не хватать, что касается денежных переводов мигрантов, то они редко используются в качестве инвестиций в открытие бизнеса, отмечается в докладе.
В сравнении с Россией другие страны пока менее привлекательны для мигрантов из-за более жестких требований по рабочей силе. Но в случае продолжительного экономического спада в РФ Турция и Иран, а также страны Ближнего Востока и Южная Корея могут стать новыми направлениями для массовой миграции, заключает автор доклада — глава Центра демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев.