Захватывающие игрушки

Продажи детских конструкторов растут, несмотря на кризис. Почему? Выясняла Мария Портнягина

Куклы, машинки и мягкие зверушки — все это современным детям неинтересно. Аналитики компании NPD Group составили рейтинг самых продаваемых в России игрушек, и тут выяснилось, что четверть рынка захватили конструкторы. "Огонек" оценил новые веяния в детской индустрии

Конструкторы сегодня есть для всех: от простых — для малышей — до замысловатых, с которыми не каждый взрослый справится

Фото: park.sokolniki.com

Родители на детях не экономят, как считается, даже в кризис. Но есть исключение — это игрушки. Исследовательская компания GfK представила свежие данные: за 1-й квартал 2016 года продажи детских игрушек в России сократились на 18,7 процента в номинальном выражении, на 7,8 процента — в денежном. Причина и в снижении доходов населения, и в росте цен. Большинство игрушек импортные, доля российской продукции на рынке не превышает 20 процентов.

Однако среди игрушек есть одно счастливое исключение — конструкторы. За 1-е полугодие 2016 года их продажи в стране выросли на 33 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. И хотя в среднем они стоят на 20 процентов дороже других категорий игрушек, родители готовы радовать чад наборами и за 1200 рублей, и выше. Эти данные представила компания NPD Group, которая специализируется на аналитике рынка игрушек. Согласно ее последнему отчету, конструкторы — самый быстрорастущий сегмент в "игрушечной" индустрии по всему миру. Продажи конструкторов в США выросли на 9 процентов, в Европе — на 13. Эксперты заговорили о новом феномене — конструкторомании.

Производители конструкторов насколько уверены в успехе, что, например, датская компания Lego — мировой лидер в этом сегменте — в начале сентября объявила, что прекращает рекламировать свою продукцию в США, потому что она пользуется спросом и без дополнительного продвижения. В отчете компании говорится, что за последние 12 лет объемы продаж в мире у нее росли в среднем на 15 процентов в год, в 2015-м этот показатель составил уже 25 процентов, 2016-й обещает быть не менее прибыльным.

Популярность конструкторов эксперты индустрии объясняют сразу несколькими причинами. Родители, стремясь сэкономить, покупают их вместо дорогих высокотехнологичных игрушек. К тому же конструкторы способны не только занять ребенка, они по-хорошему предназначены для детского обучения и развития. Детские психологи отмечают и другое достоинство этих игрушек: зачастую ими увлекаются не только дети, но и сами родители — это реальный шанс провести время вместе и поиграть всей семьей.

Современные конструкторы и другие развивающие игрушки — это не просто сборно-разборные конструкции со множеством деталей, все гораздо сложнее.

— Новые игрушки создаются на стыке сегментов,— объясняет Мария Ванифатова, гендиректор NPD Group в России.— К примеру, на стыке конструкторов, кукол и товаров для творчества: теперь девочки сами строят кукольные домики и лишь потом рассаживают в них кукол, создают им одежду, накрывают стол... Идеальная игрушка сегодня должна собираться, разбираться и модернизироваться, причем это могут быть как наборы "сделай сам", так и более комплексные, сложные игрушки, где нужно кодировать и программировать.

Так, за рубежом в детских магазинах выделен специальный раздел — STEM — это сочетание английских слов Science, Technology, Engineering, Maths (наука, технология, инженерия, математика). На полках или онлайн-страницах под этим разделом можно обнаружить целую научную лабораторию, адаптированную для детей: это наборы для химических и физических опытов, комплекты для выращивания растений и насекомых...

Конструкторы — самый быстрорастущий сегмент в "игрушечной" индустрии по всему миру

В нише развивающих игрушек вместе с конструкторами и наборами для экспериментов или творчества динамично растет и сегмент настольных игр, головоломок, пазлов. Их популярность связана еще и с более доступной ценой. Средняя стоимость пазлов в РФ — 212 рублей, настольной игры — 690 рублей. Один из факторов ценообразования — заметная доля российских производителей: 40 процентов (по данным Минпромторга).

Переход индустрии игрушек на новые рельсы в России получил интересное развитие: родители почувствовали себя самоделкиными. На онлайн-форумах и в соцсетях люди делятся идеями, как своими руками сделать для ребенка конструктор, настольную игру и другие "умные" игрушки. Бывает, что увлечение становится маленьким бизнесом. Так случилось, например, с семьей Казанцевых из Санкт-Петербурга: отец, компьютерный разработчик, и его 10-летний сын придумали (а мальчик еще и тестировал) игру, в которой объединили робототехнику, программирование и настольную игру, они собрали деньги с помощью краудфандинга и выпустили ее в продажу. И таких примеров, как отмечают эксперты, в стране немало.

Производители традиционных игрушек вынуждены подстраиваться под новые веяния, даже такие столпы "игрушечной" индустрии, как Mattel. В сентябре компания выпустила в продажу куклу Барби в образе разработчицы компьютерных игр и приложений, которая "без ума от точных наук и программирования". И тут не обошлось без конструирования: в коробке с куклой еще и набор ее рабочего места с ноутбуком, планшетом и, по-видимому, обязательной для IT-специалиста чашкой для кофе.

***

"Огонек" спросил у своих читателей, какой должна быть игрушка для ребенка (результаты опроса — на с. 7), некоторые родители оставили еще и комментарии. Ответы очень разные: "развивающей", "качественной", "размером не с полкомнаты", "нормальной для психики, не зомби и не разодетые гламурные куклы"...Конструкторы этим требованиям как раз соответствуют — в этом, похоже, секрет их успеха.


Цифры

Для рук и ума

Дети в России все меньше интересуются машинками и куклами. Эксперты говорят о новом феномене — конструкторомании

Наиболее популярные категории игрушек в РФ (в % от общего объема продаж)

Диаграмма: Источник: NPD Group


Экспертиза

Поиграйте со своим ребенком

У ребенка и взрослого разные представления об игре. Взрослый стремится предложить игрушку с максимальным количеством встроенных возможностей и функций, чтобы порадовать ребенка или "развить" его. А ребенку нужна такая игрушка, которая поможет погрузиться в мир собственной фантазии, самому в игре действовать и творить. И это очень важно, ведь развитие обусловливается не предметом, а деятельностью.

Не игрушка определяет выбор сюжета игры, а образ мира, сложившийся у ребенка. По ходу игры ему важно в действии воссоздать и осмыслить важные события, впечатления, отношения. Но взрослому более важной представляется игра, которая "учит": различать цвета, размеры, формы, классифицировать объекты, считать и читать. Отсюда и повышенное внимание родителей к "умным" и "полезным" игрушкам. Однако способности, необходимые для успешной учебы в школе (умение действовать в уме, контролировать свое поведение, взаимодействовать со сверстниками и др.), формируются в совместных играх детей, причем вовсе не с "навороченными" детализированными игрушками, которые этих задач не решат. Здесь больше подойдут камушки, палочки, пластиковые пробочки, фантики от конфет, то есть весь тот "мусор", который мы выгребаем из детских карманов. С подобными игрушками играли еще дети неандертальцев и кроманьонцев (помимо камушков и палочек они использовали и кости разных животных). Такие игрушки универсальны, с ними можно играть во что угодно — это огромная ценность для ребенка.

Сегодня, чтобы занять ребенка, родители подсовывают ему разные гаджеты. Ребенок увлечен, родители довольны. Но что происходит? Компьютерная программа его "тотально озадачивает", ставя одну игровую задачу за другой. Ребенок не учится самостоятельно определять цели своей деятельности, а это формирует у него определенную зависимость. Если ребенок вместо детских игр играет только в гаджеты, можно с полной уверенностью сказать: у него будут проблемы в развитии. Гаджет — дополнение, а не замена обычной игре и игрушке. К сожалению, многие родители выбирают игрушку по принципу "покруче". Отсюда спрос на электрифицированные, компьютеризированные игрушки. Но важно, чтобы ребенок играл с игрушкой, а не игрушка — с ребенком.

Гаджет — не замена обычной игрушке

Игрушка должна соответствовать возрасту, то есть возможностям ребенка и задачам его развития. Непонимание этого — самая распространенная ошибка при покупке игрушек. Типичный пример: малышу покупают сложную сборную железную дорогу, в которую с упоением играет папа. Нередко 1-2-годовалым детям покупаются оруще-мигающие мячики, бегающие и говорящие хомячки. А ребенок, увидев этот фейерверк, испуганно забивается в угол...

Чего хотят сами дети? Самое главное — быть любимыми. Если дома ребенок чувствует себя "недолюбленным", он будет добиваться признания повсеместно. С "крутой" игрушкой это сделать гораздо проще: сколько восхищенных глаз сверстников сразу устремлено в его сторону. Но играет ли он с этой игрушкой? Грустная картина современного детства: игрушек много, а игры нет. И вместо того чтобы купить очередную игрушку, может быть, вы просто поиграете со своим ребенком?


Брифинг

Антонина Цицулина,

Раньше в нашей стране было 13 государственных центров, в которых специалисты разрабатывали не только то, как игрушка должна выглядеть, но учитывали и особенности возрастных возможностей ребенка. Это же целая наука — выявить, какого размера должен быть, например, кубик, чтобы он подходил для руки трехлетнего малыша. Но таких центров теперь нет. Первая в истории новой России помощь предприятиям отрасли со стороны государства была оказана лишь в 2015 году. И вот сейчас, в 3-м квартале этого года, будет утвержден план по импортзамещению в сфере игрушек.

Источник: "Собеседник"


Роман Терехин,

Подавляющее большинство игрушек, продающихся в России, имеют китайскую прописку. Сейчас на рынке отечественные игрушки занимают около 20 процентов от общего объема продаж, но еще пару лет назад российский производитель мог едва осилить 10 процентов рынка... В нише логических, интеллектуальных игр российские продукты конкурентоспособны, даже идут на экспорт. Отсюда возникает проблема незаконного копирования их китайскими производителями.

Источник: "Российская газета"


Катерина Поливанова,

Сейчас время жизни игрушек очень короткое. Новая коробка радует, конечно, ребенок с удовольствием ее открывает, что-то с ней делает и так далее, тут же подозрительно внимательно начинает смотреть на коробку и на каталог, который был в пакете. И это уже знак, что он выбирает следующую.

Источник: радио "Свобода"


Топ-5

Детские хиты

1. Набор юного химика

В него входят пробирки, чашки, пипетки и разные вещества (лимонная кислота, пищевая сода, кукурузный крахмал и др.) для экспериментов. Для детей от 6 лет. Цена — 14,12 доллара.


2. Настольная игра на отгадывание слов

В основе — шпионский сюжет. Игра нацелена на развитие памяти, ассоциативного мышления и работу в команде. Для детей от 14 лет. Цена — 14,39 доллара.


3. Набор для выращивания бабочек

В него входит контейнер с питательной средой и личинками бабочек, из которых они постепенно превращаются в зрелых особей. Для детей от 3 лет. Цена — 16,99 доллара.


4. Кукольный домик со звуками

В нем звучит музыка, играют песни, звонит будильник, шумит холодильник и слышен смыв унитаза. Для детей от 12 месяцев. Цена — 34,39 доллара.


5. Самолет/вертолет-траснформер

из популярного мультфильма "Щенячий патруль" со световыми и звуковыми эффектами. Для детей от 3 лет. Цена — 29,88 доллара.


Вся лента