Гонка с препятствиями
Депутаты Думы шестого созыва многое сделали для того, чтобы в Думу седьмого созыва попасть было сложнее
Уходящая Госдума много сделала для того, чтобы усложнить выборы в Госдуму-2016. Бюрократия коснулась нескольких принципиальных этапов: от подбора кандидатов до агитации.
Депутаты шестого созыва позаботились о том, чтобы отсечь от выборов несколько категорий потенциальных кандидатов. В 2013 году были приняты поправки, запретившие выдвигаться на выборные должности для когда-либо осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. По требованию Конституционного суда закон чуть смягчили: кандидаты будут ограничены в правах 10 и 15 лет после погашения судимости в зависимости от тяжести преступления. На суть нормы это не повлияло. Возможности баллотироваться из-за приговора за тяжкое преступление был лишен оппозиционер Алексей Навальный, даже при желании баллотироваться пропустит выборы помилованный президентом в 2013 году экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. Сведения о судимости теперь указываются кандидатом, даже если она давно погашена. Единороссы во время кампании подчеркивают, что у них в списках нет ни одного кандидата с судимостью, впрочем, и другие партии выдвижением судимых кандидатов не злоупотребляют.
Кандидатов в депутаты не обошла и "национализация элит", начавшаяся в 2012 году. Желающие баллотироваться в Думу обязаны теперь отказаться от заграничных счетов еще перед подачей документов на регистрацию. Этот ценз начал действовать еще на региональных выборах, но лишь точечно: к примеру, в 2013 году в Якутии экс-депутат Госдумы РФ Михаил Эверстов, не представив справку о зарубежных активах, получил отказ в регистрации кандидатом в местный парламент. Сам по себе процесс проверки и получения информации по иностранным счетам и недвижимости достаточно сложный, говорит политический юрист Антон Рудаков, и избирательные комиссии, как правило, стараются с этим особо не связываться. "Есть страны, с которыми по международным соглашениям налоговые органы обмениваются информацией по имуществу. С банковскими счетами все сложнее: как правило, все стараются хранить банковскую тайну, иначе клиенты совсем разбегутся",— говорит Рудаков. Но он полагает, что кандидатам проще перестраховаться и пройти этот ценз: "Все, кто переизбирается, уже давно закрыли счета. Кандидатов, которые впервые пробуют избраться, с какими-либо активами за границей реально очень мало. Например, в Санкт-Петербурге среди всех желающих избраться в заксобрание чуть больше десятка владельцев иностранной недвижимости".
Дорога к депутатству осложняется и традиционными бюрократическими способами. "Объем документов, которые нужно сдавать, значительно вырос,— говорит электоральный юрист, бывший представитель ЛДПР с правом совещательного голоса в Центризбиркоме Гарегин Митин.— Появился президентский указ N546 (о проверке достоверности сведений об обязательствах имущественного характера за пределами РФ, о расходах по каждой сделке.— "Власть"), по которому идет расчет расходов кандидата за три года, предшествующих выборам. Это обязательный документ, так же как справка о недвижимости за рубежом. Они усложнят подготовку документов". За нарушение в оформлении "президентских справок" может грозить отказ регистрации, говорит Митин. "Есть, к примеру, ошибка — неуказание в справке по президентской форме индивидуального налогового номера несовершеннолетних детей, поскольку некоторые кандидаты считают, что у ребенка ИНН нет. А налоговая сейчас часто выдает номер при рождении",— говорит юрист. На выборах в заксобрание Нижегородской области из-за незаполнения графы ИНН был снят справоросс Дмитрий Каргин: суд решил, что кандидат "нарушил требования к оформлению документов".
Между думскими выборами ЦИК взволновало, насколько законно собирать средства на выборы через интернет
Сама процедура сдачи документов в ЦИК с 2011 года не стала более простой. Она должна проходить "непрерывно". То есть донести документы после сдачи кандидаты уже не могут. Процедура проверки документов может продолжаться с утра до вечера, если документы некачественные, рассказывает собеседник "Власти" в ЦИК: "Члены рабочей группы при передаче партийцами документов проводят первичный осмотр, чтобы была комплектность документов, справки, согласие кандидатов на выдвижение, уполномоченный представитель партии должен расписаться, что документы сданы. Естественно, после нескольких часов взаперти в какие-то частности юристы уже не вдаются". Экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич, который собирался баллотироваться в Госдуму от Российской партии пенсионеров, не исключал, что справка о зарубежной недвижимости двух несовершеннолетних детей пропала именно на этом этапе. Из-за отсутствия справок он был снят с выборов.
Объем работы для юристов и работников избирательной системы с документами значительно вырос, ведь крупные партии сдают одинаковые документы для выдвижения кандидатов по спискам и одномандатников. "На подготовительном этапе приходится вытаскивать справки из Росреестра о недвижимости, уточнять, какое участие кандидата в долях компаний, и так далее",— напоминает экс-член ЦИК Денис Паньшин. За недостоверностью информации о доходах и собственности ЦИК следит, направляя запросы в ответственные органы для проверки. Максимальное наказание, которое может грозить кандидату за "спрятанную" квартиру или зарплату,— информирование избирателей о дефектах в декларации. Этими данными пользуются и оппоненты. В этом нововведений нет.
Между думскими выборами ЦИК взволновало, насколько законно собирать средства на выборы через интернет (во время выборов мэра Москвы 2013 года). Они требовали проверить прозрачность сбора Алексеем Навальным денег через сервисы "Яндекс.Деньги" и "Яндекс.Кошелек". Перед выборами-2016 ЦИК провел совместно с Центробанком крупномасштабную проверку личных банковских счетов кандидатов. Раньше Центризбирком тоже проверял, насколько честно кандидаты указали размеры вкладов. Нововведение заключалось в том, что с помощью ЦБ на этот раз запрашивались сведения не только у тех банков, на которые указали будущие депутаты, а во всех кредитных организациях. Уже проведя проверку, публиковать выявленные недостатки ЦИК отказался. Зампред ЦИК Николай Булаев объяснил это решение тем, что "существенных нарушений ни у кого не выявлено".
В суд все чаще попадают пограничные ситуации, которые допускают разное толкование закона
Целый блок поправок в избирательное законодательство, вносившийся от имени зампреда комитета по конституционному законодательству Дмитрия Вяткина, увеличил предельный размер избирательного фонда кандидатов в депутаты Госдумы по одномандатным округам с 15 млн до 40 млн руб. Раньше кандидаты от оппозиционных партий традиционно обвиняли единороссов в расходах на выборы сверх или помимо фонда. Например, в 2014 году на выборах в Мосгордуму кандидат от "Яблока" Юлия Галямина пыталась через суд снять оппонента-единоросса в девятом округе Ирину Ильичеву. Госпожа Галямина утверждала, что кандидат-единоросс превысила лимит допустимых расходов на избирательную кампанию сверх избирательного фонда. С увеличением предельного размера фонда это должно остаться в прошлом.
"Количество судебных споров по выборам сокращается, но растет их качество — редкие дела можно считать абсолютно предсказуемыми. В суд все чаще попадают пограничные ситуации, которые допускают разное толкование закона, и потому нужен суд, чтобы поставить точку",— говорит электоральный юрист, член Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров.
Эксперт отмечает, что снятие кандидатов по суду продолжает "эволюционировать" прежде всего за счет новых оснований для снятия, которых раньше не было. Например, никто в 2003 году не снимал с выборов за прочерк в документах — в 2015 году за это сняли список партии "Родина" на выборах в Рязанскую облдуму. Значительную долю снятия стали занимать "партийные перебежчики" — случаи выдвижения одной партией кандидатов, не прекративших свое членство в другой партии. Почти регулярным, по словам господина Захарова, стало снятие кандидатов за сокрытие судимостей.
В сравнении с думской кампанией 2003 года, по мнению Олега Захарова, стало сложнее снимать кандидатов путем принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации. "В 2003 году отказали в регистрации вологодскому адвокату Людмиле Котесовой (на выборах в Госдуму по вологодскому одномандатному округу), которая забыла указать сведения о своих доходах, и действующему тогда депутату Госдумы Михаилу Кузнецову из Пскова, которому вменяли публикацию отчета о депутатской работе без оплаты из фонда. Оплату отчета о работе удалось доказать и отбить отказ в регистрации в Верховном суде, а адвокату, не сдавшему справку о доходах, восстановиться не удалось".
Но в 2007 году появились обязанность комиссий извещать кандидатов о недостатках в документах и право кандидатов их устранять. "Некоторое время использовалась лазейка в законе: извещать нужно было только о неполноте сведений, а об отсутствии необходимых документов — нет. Это позволяло отказывать кандидатам с неполным пакетом документов. Но в последние годы после решений Конституционного суда эти правила ужесточили, и про отсутствие необходимых документов кандидата тоже надо извещать",— вспоминает господин Захаров. Поэтому, по его словам, госпожа Котесова, снятая с выборов в 2003 году, имела бы все шансы на восстановление в 2016-м: сейчас в законе просто нет требований о представлении отдельной справки о доходах, а недостоверность таких сведений давно перестала быть основанием для снятия с выборов. Впрочем, ЦИК не предложил дополнить пакет документов кандидату от КПРФ Сергею Обухову, который не представил справку на зарубежную собственность его дочери. Краснодарский избирком принял документы КПРФ, когда она еще была несовершеннолетней, заверил список кандидатов и только потом вспомнил о недостающем документе, хотя к тому времени дочь Обухова уже стала совершеннолетней. Правда, в одномандатном округе Обухова зарегистрировали — ЦИК решил, что отказ в регистрации по такому основанию, когда дочь достигла совершеннолетия, будет слишком формальным. Тем более что победа в округе дастся депутату сложнее. Собеседник "Власти", близкий к ЦИК, признает, что региональные комиссии продолжают вольно трактовать закон.
Одной из главных новаций избирательного законодательства стало изменение правил предвыборной агитации накануне выборов в Госдуму (об особенностях предвыборной агитации прошлых лет см. материал "Слоган и дело"). Поправки инициировали депутаты от ЛДПР, но поддержали их и единороссы. Теперь в агитационных материалах допускаются изображения только самих кандидатов и кандидатов среди неопределенного круга лиц. При этом установленные законом ограничения нарушают сами единороссы. Например, в Приморском крае кандидат в Госдуму по 63-му одномандатному округу Владимир Новиков распространил тиражом 50 тыс. экземпляров агитационный бюллетень, где на третьей странице была его фотография с губернатором края Владимиром Миклушевским, который сам кандидатом в Госдуму не является. Крайизбирком признал такую агитацию незаконной уже спустя несколько недель, когда тираж был распространен. В Санкт-Петербурге агитационная газета "Единой России", выпущенная миллионным тиражом, содержала изображение кандидата спикера заксобрания Вячеслава Макарова (номер один в партсписке на выборах в региональный парламент) на встрече с жителями города. При этом лица людей, которые стоят вокруг него, изображены крупно и хорошо просматриваются. Сейчас на агитации "Единой России" вместе с лидером списка Дмитрием Медведевым изображены другие люди, чьи лица видны не хуже лица премьер-министра.
В 2011 году было всего семь партий, и только четыре парламентские партии были освобождены от сбора подписей. В 2012 году партий стало гораздо больше, и тогда же были скорректированы правила для сбора ими подписей для участия в выборах в Госдуму. В итоге сейчас у 14 партий из 74, имеющих право участвовать в выборах, есть льгота, в том числе благодаря представительству в заксобраниях. Остальные партии, а также самовыдвиженцы в одномандатных округах должны собирать подписи. При этом в законе заложено достаточное количество оснований, позволяющих снимать кандидатов. Близкая к Федерации независимых профсоюзов партия "Союз труда", у которой льготы нет, собрала все необходимые 200 тыс. подписей, но после проверки в ЦИК 11 тыс. из них были признаны недействительными из-за неправильного оформления данных на сборщиков подписей, в итоге партия на выборы не пошла.
Не реже с формальным подходом сталкиваются кандидаты на региональных выборах. Например, 26 августа Приморский крайсуд отменил регистрацию самовыдвиженца на выборах в заксобрание Александры Павкиной. Причин тому было несколько. Прежде всего оказалось, что сбор подписей на подписных листах госпожа Павкина начала до того, как банк провел оплату подписных листов. Много ошибок было и в самих подписных листах — например, в датах заверения листов сборщиками подписей, в указанных данных сборщиков и незаверенных исправлениях. Кроме того, обратившийся в суд оппонент госпожи Павкиной, единоросс Владимир Косьяненко, утверждал, что сбор подписей за самовыдвиженца осуществляли члены ТИК Кировского района и города Лесозаводска, что также запрещено законодательством.
Неудивительно, что председатель ЦИК Элла Памфилова не исключала, что по итогам кампании 2016 года институт сбора подписей может быть пересмотрен.